Люди

Антон и его велопарк: Marin, Octane и Format

О разных велосипедах, пробеге 15000 км в год, качественной экипировке, травмах и пешеходах на велодорожке

29 сентября 2019

В Беларуси резко похолодало, и велосипедистов в городе стало заметно меньше — многие зачехляют свой транспорт до весны. Многие, но только не наш герой Антон. Ему 31 год, он работает завскладом автозапчастей, но сердце своё отдал великам. Заменив повседневную одежду на специальную велоэкипировку, Антон продолжает каждый день крутить педали.

– С чего началось твоё увлечение велосипедами?

– На велосипеде я научился ездить достаточно поздно, лет в 12-13. До этого у меня не было велосипеда, и у родителей не просил. В то время у старшего брата был «Аист» раскладной, на котором он ездил, и когда брат подрос, то достал для себя с чердака отцовский ХВЗ «Турист», а «раскладник» стоял без дела.

Вот тогда мне и пришло желание научиться кататься. Для моего обучения брат не стал искать легких путей — затянул меня на дорогу с уклоном и сказал: «Едь вниз, а я буду тебя поддерживать за седло». Что конечно же он делал только первые секунд пять, а потом произошло то, на что мы не договаривались.

Как только я набрал скорость, я оглянулся назад и увидел, что я один на один с велосипедом, потом резко перевёл взгляд вперёд, начало болтать руль — и всё… Помню только, как летел «щучкой» с вытянутыми руками. В итоге приземлился на гравийку, отделался лёгким испугом и ссадинами на руках и животе.

– Негативный опыт часто отбивает желание продолжать, но у тебя это не так. Это путь от ненависти до любви, так получается? Какой он был?

– Путь к велозависимости был долгий. После «раскладника» был промежуток, когда я не катался лет пять.

Снова «подсел» на велосипеды опять же из-за брата. У него в то время был байк от производителя Best — какой-то ашан-ашанский. Я даже не знаю, какой страны этот бренд, но весил велик, как пудовая гиря, если не больше. Он был весь стальной, включая руль, подседел и прочие элементы, покрышки на стальном корде плюс тормоза вибрейк, которые в дождь вообще не тормозили.

Когда брат купил себе новенький Specialized, эту неуправляемую груду железа он отдал мне. На этом монстре я страдал полтора года, пока в один прекрасный день не попробовал прокатиться на велике брата. Тогда я проехал 60 км и понял, что мне действительно нужно. Понял, что велосипед, оказывается, может доставлять радость.

Не зря говорят: «Не познав боли, не познаешь удовольствия». Вот так я почувствовал настоящее ощущение качества. И на следующий год было решено покупать хороший велосипед.

После зимы не стал долго тянуть, как только стало появляться весеннее солнце, сразу отравился в магазин. Ехал я за одним велосипедом, который выбрал по фотографиям, но он мне не понравился. Тогда взгляд и упал на Trek 4500, в который я сразу влюбился. Он стоил на $100 дороже того велосипеда, за которым я приехал, но это не имело никакого значения. Это же любоффф, а на любви не экономят.

В тот год зима долго не отступала, и первые покатушки по снегу у меня были именно на Trek 4500. С этим велосипедом я провёл прекрасные пять лет и 29000 км, поменял в нём практически всё, кроме рамы, руля, подседела и седла.

За это время как заядлый велолюбитель я оброс тремя комплектами покрышек: для асфальта, грунта и снега. По итогу все эти «танцы» с покрышками мне надоели, и назрела мысль просто купить второй велосипед для асфальта, а хардтейл использовать по его прямому назначению.

Тогда мне нравились циклокроссы и я присматривал себе варианты. Долго бы, наверное, присматривал, если бы в один из дней у меня не лопнуло перо на раме Trek сразу в двух местах. А через неделю у меня начинался отпуск, и в планах было добраться к месту отдыха на велосипеде. Но не беда, можно было бы добраться на машине, так и машина была в ремонте!

В общем, за пять дней я собрал нужную сумму и купил новый велик, чтобы не отступать от своих планов. Это был Marin Four Corners.

– Почему именно он?

– Потому что после поломки Trek мне больше не хотелось покупать велосипед на алюминиевой раме, они живут в среднем пять лет. Marin же на хромолевой раме, она не накапливает усталость металла, да и намного комфортнее передвигаться по грунтам — убирает мелкие вибрации. Плюс изначально мне нравился внешний вид шоссейных и циклокроссовых велосипедов, и в Marin Four Corners всё это было, классический внешний вид рамы подкупил меня.

Оказалось, что это универсальный велосипед. Подходит для поездок по городу, для дальних поездок, 200 км на нём по дороге залетают вообще «на ура». И для кросс-кантри марафонов можно использовать — на призовые места рассчитывать не стоит, но кайф от марафона получишь 100%. На этих покрышках, что сейчас на велосипеде, наката хорошего нет, но мне много и не надо. Главное это комфортное передвижение по тротуарам и грунтовке.

– Он тоже не остался в том виде, в котором ты его купил. Что поменялось?

– Во-первых, привод. Вместо шоссейного стал МТБ, количество передач было 3х9, сейчас 1х9, в планах перейти на Sram Apex 1х11. Во-вторых, тормозные калиперы и роторы были заменены на Avid, в будущем хочу поставить TRP Spyre. Вилсет будет собираться новый, так как этот выработал свой ресурс, втулки ещё походят, нюансы только по ободам.

Также в планах попробовать на себе седло Brooks — хочу составить о нём личное мнение. На этом, наверное, закончу. Но это не точно.

– Ты сам всё это делаешь или в мастерской?

– Примерно 50 на 50 получается. Для некоторых операций нужен специальный инструмент, чтобы нормально всё сделать, качественно. Как говорится, палкой и молотком не соберёшь. Тогда еду в мастерскую.

– Расскажи, пожалуйста, про остальные три твоих велика.

– Второй мой велосипед — это трейловый Octane One Prone 29″. Собранный с нуля, все детали покупались именно такие, какие я хочу видеть на велосипеде без дальнейшего апгрейда. Буду менять только расходники. Единственное, что хочу заменить, это подседельный штырь, сейчас стоит от Trek 4500, буду ставить дроп-пост — это подседел, который регулируется по высоте нажатием клавиши на руле.

На Octane я катаюсь по лесам, по полям. Там покрышки такие, что для города вообще неудобно — они шипастые и мягкие, поэтому будут изнашиваться быстро по асфальту.

Третий велосипед — это Format 1213 29″. Собираю его как зимний велосипед в основном из остатков нереализованных деталей от прошлых апгрейдов. Получится достаточно бюджетный вариант для суровых условий белорусской зимы. Сейчас он хранится в коробке, чтобы не занимал место.

Изображение: Антон Криводанов

Что могу про него рассказать? Велосипед на алюминиевой жёсткой вилке с Aliexpress за €22, не требует никакого обслуживания, наша пескосоль ей не страшна. Привод Sram X5 1х9 — 34T/11-32T, тормоза Shimano — самая бюджетная гидравлика в линейке, дешевле только пыль под ногами. Руль, вынос и прочая мишура от Trek. Вилсет от Marin, так как вилсет этот уже старый и его не жалко, тем более на Marin будет новый, и этот нужно куда-то пристроить.

– Ты сказал, что это будет «зимний» велосипед. Как-то специально его оборудуешь для этого?

Щитки, конечно же будут. Хоть я их и не люблю, но в условиях слякоти сухая попа намного приятнее. Покрышки использую обычные без металлических шипов, гололёд в городе бывает редко, благо коммунальщики знают своё дело, и лишние деньги выбрасывать нет смысла. Обычно я просто немного стравливаю давление в колёсах, чтобы увеличить пятно контакта, и чувствую себя уверенно. Да и по льду можно проехать, главное не делать резких движений.

– Получилось всего три велосипеда, а у тебя четыре. Какой четвёртый?

– Это тот самый «Аист», на котором я учился кататься. Он ещё советского производства 1987 года, весь в хроме: руль хромированный, вынос, подседел, обода, багажник. Те «Аисты», что пошли новой сборки после распада СССР, они по качеству уже не очень, а этот красивый. Там шатун погнут и после детского тюнинга он немножко разукомплектован. Хочется его восстановить, все-таки это первый мой велосипед.

– Не у всех для одного велика место в квартире находится, а тут целых четыре. Где ты их хранишь?

– Marin хранится в прихожей, так как узкий руль не мешает проходить, да и пользуюсь я им намного чаще, поэтому проще выкатывать. Octane стоит в комнате — это тот велосипед, который радует глаз перед сном или когда просыпаюсь. Format хранится в коробке в углу рядом с Octane. А «Аист» в Светлогорске — я оттуда родом — стоит в тёплом гараже, ждёт реставрации.

В общем всё хранится так, чтобы не мешало, да и хозяин я хороший, любой велосипед в моих руках будет окружен теплом и заботой. В постель конечно не возьму, но, если будет холодно, поставлю рядом с батареей.

– Какие у тебя планы велосипедные? Что-то купить или поменять?

– Кроме апгрейда великов хочу ещё аксессуаров докупить: несколько нарамных фидбегов для мелочёвки от MaseyBikepack. Это минский парень, который делает достаточно качественный продукт. У меня от него собран комплект сумок: нарульная сумка, подседельная, внутрирамная, фидбеги на руль и гермомешок на передний багажник.

– Выглядит так, словно ты собираешься в большое путешествие. Если не секрет, куда?

– Хотелось бы, да. В Карелию хочу съездить, я же «лесник», мне больше по лесам нравится ездить. В Грузию ещё хочу. В Карпаты.

– Пусть всё получится! Давай вернёмся к повседневным вещам: что из аксессуаров у тебя всегда с тобой?

– Телефон — это самое главное. Никогда не выйду из дома без телефона. Даже если всё забыл, вот абсолютно всё, то телефон выручит в любой ситуации. В крайнем случае можно даже такси вызвать, чтобы домой добраться.

Вожу ремкомплект для камеры и запасную камеру. Бывает такое, что где-то в дождь пробился, где негде укрыться, например, в поле или в лесу. Постоянно поливает — нормально не зачистишь, чтобы латку положить, поверхность будет влажная либо в каком-то песке. Проще поменять камеру, а дома уже заклеиться.

Насос, естественно, с собой есть, фляга. Пауэрбанк беру иногда, если дальняя поездка, чтобы телефон зарядить — телефон же самое главное!

Мультитул ещё, в нём есть бортировочные лопатки и выжимка цепи, чтобы даже если цепь порвётся, можно было обратно её собрать.

– Случалось такое?

– Ещё ни разу не было. Я облегчённые цепи не использую, обычные увесистые цепи.

– А колесо часто прокалывал?

– Да! Этот год вообще побил все рекорды — наверное, раз десять пробивался.

– Как так? Где — за городом или в городе?

– И там, и там. Буквально неделю назад пробился на велодорожке — наехал на скрепку, сразу две дырки. На авторынке в Малиновке наехал на камень.

Я думаю, причина в слишком низком давлении в колёсах. Я не люблю, когда в руки отдает, поэтому чуть стравливаю. Сзади примерно 1.8-2 атмосферы, а спереди 1.5-1.8. Не перекачиваю, и это основная проблема, из-за которой пробиваюсь.

Или вот недавно была у меня одна поездочка — я пробил и перед, и зад. Сначала камеру поменял, ну, думаю, всё, откатаю нормально, а когда домой возвращался — ещё разок пробил. Два месяца назад купил 10 латок, на сегодня осталось 2. Могу проводить мастер-классы по заклейке!

– Давай про городские поездки поговорим. Ты каждый день ездишь на велосипеде на работу?

– Да. У меня в месяц выходит 600 км одних только таких поездок. Пробег за год примерно 15000 км.

До работы примерно 15 км. На машине дорога занимает минут 25, а на велике — 40, летом даже 35. Разница окупается вечером, когда час пик. На машине я домой вечером где-то час добираюсь, а на велике — те же 40 минут.

Прикольно проезжать мимо стоящих в пробке машин. Было бы здорово какую-нибудь майку прикупить с надписью типа «Заторы? Не, не слышал» или «Город без заторов».

Основное в велосипеде — это удобство передвижения. Ты вообще не зависишь от дорожной обстановки.

Если какое-то ДТП или перекрыты улицы, чтобы кого-то из чиновников пропустить, ты на велосипеде везде проедешь.

– Ты ездишь на работу и при этом предпочитаешь специальную велоодежду. Приезжаешь и переодеваешься?

– Да. Переодеваюсь и переобуваюсь, так мне удобнее.

Для города любая одежда подходит, езди в чём хочешь свои 15-20 км. А вот для долгих поездок 100-200 км уже нужна экипировка. Может быть она не всегда смотрится эстетично, но, например, на марафоне все равны, и кто хочет нормальное время показать, и чтобы ничего нигде не натёрло, пользуется нормальной велоэкипировкой.

Многие «плюются» на экипировку, считают, что она не стоит того. Но я считаю, что если много катаешься, то понимаешь все её плюсы, для чего она сделана. Она сшита специально для анатомически правильной посадки, чтобы никакого дискомфорта не было во время поездки.

Если собрать комплект одной расцветки — это может быть даже красиво. У нас просто многих вещей нет, которые продаются в европейских или американских магазинах, поэтому приходится искать, заказывать из-за границы.

Тоже самое с комплектующими. Их либо нет, либо ценник в два раза выше. Когда я собирал себе Octane, сравнил наши цены и за границей. Получилось, что я сэкономил 50%. У нас покупают либо очень ленивые, либо недостаточно умные люди.

– Расскажи про свою экипировку, пожалуйста.

– Я практически постоянно в контактах, кроме зимы. Очки — обязательно, либо прозрачные, либо чёрные, вот как сейчас. Еще бывают жёлтые, я пробовал, но не полюбил их — глаза устают. Сейчас хочу «хамелеоны» купить, чтобы не менять со светлых на тёмные постоянно.

Летом из одежды всё обычно: шорты из износоустойчивой ткани, футболки любые, синтетика либо «хэбэшка».

В прохладную погоду, зимой — штаны с виндстоппером, они спереди с флисом, поэтому нормально защищают колени, а сзади из проницаемой ткани, поэтому дышат. Плюс ещё безопасность — на них фликеры есть.

Куртка из софтшела, хорошо дышит, спасает от мелкого дождя или влажного снега. Под неё уже в зависимости от температуры надеваю как первый слой майку или термуху, вторым слоем водолазка или свитер грубой вязки на самые лютые морозы. Ну, и под штаны использую при минусе — подштаники. Ещё ношу бафф, чтобы не задувало в шею, шея у меня проблемное место.

Перчатки есть разные, выбираю в зависимости от температуры. Поясная сумка, рюкзак специальный — чтобы спина не потела.

Шлем, признаюсь, не всегда ношу. Бывает, езжу в кепке или в шапке. Иногда в шапке и в шлеме сразу. Когда еду за город, обязательно надеваю шлем, когда на велодорожке — тоже. Но и в городе на тротуаре можно упасть запросто.

Например, недавно, когда был «День без автомобиля», меня на тротуаре сбила машина.

– Быть сбитым автомобилем в «День без автомобиля» — злая ирония. Как это произошло?

– Я ехал себе спокойно по тротуару, автомобиль стоял припаркованный. Потом водитель стал выезжать задним ходом и смотрел направо, а я слева от него подъезжал. Водителям же главное не столкнуться с другими машинами, а велосипедисты или пешеходы им не страшны, они в зеркала редко на них смотрят. Ну, в общем, в колено мне ударил. Хорошо, хоть поинтересовался, как я.

Ещё был случай — я пятку сломал. Как-то летом вечерком выехал покататься по велодорожке, а по ней в это время двое пьяных ребят гуляли. Я, когда мимо проезжал, одного случайно локтем зацепил, по касательной. У меня руль вывернуло, я через него перелетел и пяткой ударился о велодорожку.

Скорая приехала, повезли меня в больницу. Мне казалось тогда, что дорогу выбирали специально, где больше всего лежачих полицейских. В общем, привезли меня, наложили гипс и домой отпустили.

Я выкатил свой велик из приёмного покоя, опустил седло пониже, чтобы в случае чего можно было здоровой ногой земли коснуться, встегнул её в педаль — я тогда в контактах был — и поехал. Нога в гипсе висит, второй кручу, народ смеялся, когда видел. Так с Уральской на Грушевку 10 км я и ехал.

Но самое тяжёлое было не это. Тяжелее всего было затащить велик на второй этаж. Каждая ступенька давалась с таким трудом…

Потом я восстанавливался два месяца, лежал, не катался. Набрал вес до 82 кг, но потом, когда снова начал ездить, за месяц вернулся в норму — скинул до 74 кг.

– Обалдеть истории у тебя!

– Да, всякое бывает. Пятку сломать — не шутка, но я когда с велосипеда летел, думал, что голову себе сверну, я же без шлема был. Проехал головой по асфальту, макушку стесал, не было части волос.

Ребята, носите шлемы! Шлем нужен по-любому! Однажды он спасёт вас.

– Что ещё можешь посоветовать начинающим велосипедистам с высоты своего опыта?

– Надо быть добрее. Всё из-за агрессии, все основные наши проблемы — из-за агрессии. Всё, что мы делаем, бумерангом возвращается к нам же, поэтому надо быть добрее — к окружающим, к пешеходам.

Видишь, что человек идёт по велодорожке — просто объедь его. Дураку ничего не докажешь, а умный и сам поймёт, что по велодорожке не надо ходить. Надо постараться относиться к этому спокойнее, из-за этого и настроение улучшится.

Про выбор велосипеда так скажу: лучший велосипед — это тот, который тебе нравится, даже если он стоит $50. Если ты от него кайфуешь, то это лучший велик для тебя. Самое настоящее и самое лучшее — это то, что дарит эмоции.

Ну, и безопасность, конечно, очень важна. Опасность может появиться в любом месте, в любое время, поэтому используйте защитную экипировку — не просто так она сделана.

Следующий пост ещё интереснее: Жёлтые велосипеды появились в Бресте.

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!