Джон и его три велосипеда: Vassago Fisticaff, SOMA Analog и кастомный Carrera
Мнение американца о белорусских городах, дорогах и водителях или почему не всегда стоит доверять местным
Герой сегодняшнего поста Джон родился и большую часть жизни провёл в США, но последние несколько лет живёт в Беларуси. В Минск он приехал, взяв с собой только то, что составляет его жизнь: семью, серого пса по имени Сэм и свой двухколёсный транспорт. Урбаноид узнал, как выглядит наша страна в глазах иностранного любителя велосипедов.
– Когда и как ты оказался в Беларуси?
– Я живу тут уже почти 6 лет. Приехал вместе с женой Таней — она белоруска — и остался. В моих планах работать, путешествовать и наслаждаться жизнью здесь.
– Чем ты занимаешься в Минске?
– Работаю копирайтером и руководителем отдела контента в международной IT-компании: пишу тексты для приложений, веб-сайтов и социальных сетей. А в свободное от работы время отдыхаю, занимаюсь бегом и путешествую на велосипеде.
– У тебя целых три велика, как ты хранишь их в обычной городской квартире?
– Побочный эффект частых переездов по миру в том, что ты учишься обходиться минимальным набором вещей.
Например, начинать новую жизнь в Минске мы с Таней приехали всего с пятью единицами багажа: два чемодана, два велосипеда в чехлах и одна собака в переноске. И это на нас двоих.
Вещей в квартире немного, поэтому места для велосипедов достаточно.
– Три — это лимит?
– Ну, велосипедов никогда не бывает слишком много. Всегда найдётся, что купить и на чём захочется ездить.
– Значит ли это, что ты планируешь покупку четвёртого?
– Ох… Наверное, пока нет. У меня достаточно хорошая подборка для всех типов езды.
Vassago Fisticaff — мой любимый велик, универсальный, подходит для комьютинга и путешествий.
Это «DingleSpeed». Смешное слово состоит из двух: «Double» и «Single», потому что велик выглядит, как сингл-спид, но у него две звезды спереди и две сзади.
При установке цепи можно выбирать из двух различных комбинаций: большая звезда спереди и меньшая сзади или наоборот. Размер звёзд такой, что длина цепи примерно одинаковая для обеих передач.
Шифтеров и переключателей нет, поэтому менять передачи на ходу не получится — нужен гаечный ключ и несколько минут на переброс цепи. Для езды по пересечённой местности такой тип велосипеда не очень подходит, но как один универсальный, подходящий для разных условий, может стать хорошим решением.
На нём легко ездить по городу и достаточно комфортно кататься по лесам или полям, что я часто и делаю. Если загрузить на него туристическое снаряжение, он отлично подойдёт для долгих походов.
Горный велосипед SOMA Analog вообще-то принадлежит жене, но она не большой любитель крутить педали, и иногда его беру я.
Не очень часто, потому что в Беларуси нет гор и кататься особо негде.
В основном использую его, когда мой основной велик в ремонте или на техобслуживании.
Третий велосипед Carrera — шоссейный. Я купил его здесь, в Минске, а точнее купил только раму — итальянскую, винтажную раму и дособрал остальное. Жена называет этот велосипед моей «итальянской подружкой», уж не знаю почему.
Я планировал использовать его для поездок по шоссе, но возникла проблема — спицы регулярно ломаются. Думаю, проблема в ободах — они слишком старые и уже отработали своё. К сожалению, в Беларуси очень сложно найти качественные фирменные запчасти для таких велосипедов, поэтому я не езжу на нём так часто, как хотелось бы.
Пока я готов ждать и неспешно искать нужные компоненты, просто потому что у меня нет острого желания что-то делать и уделять этому много времени, особенно сейчас, летом. Надеюсь, в будущем у меня получится заменить колёса, и я буду ездить больше.
– Где ты обычно ремонтируешь велосипед и покупаешь детали?
– Когда как. Что могу сделать сам — а это почти всё, кроме настройки колёс — делаю сам. Иногда обращаюсь в местные мастерские, но с переменным успехом.
Покупаю компоненты, как правило, на барахолках, иногда заказываю за границей — в немецких онлайн-магазинах или на e-bay. Так медленнее, но дешевле, чем здесь. В Минске покупаю только мелочь или то, что нужно срочно.
– Какое у тебя сложилось впечатление о белорусской велосипедной инфраструктуре?
– Когда я впервые приехал в Беларусь, нашёл работу учителя на курсах английского языка и преподавал в нескольких разных местах города. Жил в Веснянке и в один день ездил на урок на Юго-Запад, в другой день — в Сухарево, в третий — на Машерова, и так далее. Нужно было постоянно пересаживаться с одной ветки метро на другую, с одного троллейбуса на другой, ездить на автобусах и маршрутках.
Благодаря этому я быстро научился ориентироваться в Минске и понял, что слишком много времени трачу на дорогу. И пересел на велосипед.
Это было в 2010 году, и уже тогда ездить на велосипеде по городу было быстрее и проще, чем на любом другом виде транспорта, но почему-то мало людей так делали.
Сейчас, 10 лет спустя, инфраструктура стала гораздо удобнее, а комьютинг — более распространённым. Занизили бордюры, нарисовали велополосы на тротуарах, плюс «Колобайк», самокаты — всё это показывает, что ездить по городу можно не только на машине или общественном транспорте.
– А за городом?
– Я обратил внимание, что чем дальше от Минска, тем хуже асфальтовые дороги, особенно мелкие. Новых почти не строят, прокладывают в основном грунтовые. Это немного меня огорчает.
Хоть я и люблю гонять по гравийкам и грунту, было бы здорово, если бы можно было выбирать и более цивилизованные асфальтированные дороги, чтобы добраться куда-то на велике быстро и с комфортом.
– Что скажешь про белорусских водителей автомобилей?
– В большинстве своём они внимательные и культурные, особенно если отъехать от Минска километров на 30 и дальше.
Чем дальше от столицы, тем уважительнее водители относятся к велосипедистам.
Например, где-нибудь в глубинке на Полесье или в Витебской области много людей ездят на велосипедах на работу и по другим делам, перемещаются между деревнями. Машин мало, и водители привыкли видеть на дороге велосипедистов. К тому же машины часто старые, ездят медленно — в общем, на небольших дорогах всё отлично.
– А на шоссе?
– Признаюсь, я не очень люблю ездить по шоссе. Большой поток машин, обочины часто узкие, а иногда их нет вообще, песок, пыль… Я предпочитаю дороги поменьше.
– Можешь сравнить Беларусь и Штаты в плане велокультуры?
– В крупных городах, таких, как Нью-Йорк, ездить на велосипеде очень трудно, практически невозможно — такой сильный там трафик.
– Но как же все эти бодрые доставщики, про которых снимают кино?
– А, эти ребята… Если у тебя фикс и ты не боишься умереть, то да, можно и в Нью-Йорке ездить 😄. Но это культура, особое сообщество.
Объективно, в США уровень велосипедного движения сильно зависит от штата, климата, рельефа местности и так далее. Есть районы, особенно пригороды, где невозможно жить без машины: общественный транспорт развит слабо, ходит редко, и добраться до работы или магазина можно только на машине.
Среднее расстояние до работы в США — 45-50 км. Слишком много для велосипеда.
В некоторых городах ездить на велосипеде могут только атлеты или хорошо подготовленные люди — из-за большого перепада высоты и холмистого рельефа. В некоторых, наоборот, велодорожки полны людей. В общем, всё зависит от конкретного места.
Мне нравится Минск и европейские города, потому что они в основном компактные. Много транспорта, можно легко совмещать его с велосипедом и ездить практически куда угодно.
– Расскажи о своих путешествиях по Беларуси.
– У меня в последние пару лет есть своего рода личная цель — объехать всю страну на велосипеде.
Кто знает, что такое байкпакинг, наверняка слышал про Всемирное сообщество байкпакинга, которое каждый год проводит заезды в разных странах.
Есть много маршрутов по Европе, в Польше и соседней Литве, но я нигде не нашёл информацию про Беларусь, по крайней мере, на английском языке. Я хочу восполнить этот пробел. Хочу исследовать страну, проехать и составить маршруты по интересным местам.
Например, в прошлом году летом я ездил вдоль реки Припять на Полесье. Стартовал из Лунинца, чтобы оттуда поехать на юг к реке и переплыть её на пароме. Затем я хотел проехать по южному берегу Припяти максимально близко к воде до самого Мозыря — всего около 200 с чем-то километров. Это показалось мне интересным.
– Удалось?
– Не совсем. Дело в том, что я планировал маршрут через OpenStreetMap, но карты были слишком… оптимистичны, скажем так, в отношении качества дорог.
Я выехал из Лунинца в 10 утра, пересёк Припять на пароме, как и планировал, и поехал вдоль реки. Проехал примерно 140 км и оказался в районе какого-то заповедника. Судя по карте, за ним должна была быть дорога, но это не точно. Около 30 км до точки, где я бы точно увидел, можно двигаться дальше или нет.
7 часов вечера, скоро стемнеет, а передо мной ворота с двумя охранниками. На мой вопрос, могу ли я проехать, они ответили, что могу, но куда? Что я ожидаю найти на той стороне? Я показал им карту и спросил, есть ли дорога дальше. Они сказали «нет».
– И что ты сделал?
– Поехал вперёд.
Когда много путешествуешь на велике, понемногу начинаешь понимать: там, где для нормального человека дороги нет, для велосипедиста она скорее всего будет. Всегда есть пусть небольшой, но шанс, что получится проехать.
Обычные люди чаще всего называют дорогой то, по чём можно ехать на машине. А для велосипеда даже узкая грунтовая тропинка подойдёт. Поэтому не верьте местным, ребята, когда они говорят, что дороги нет.
К тому же у меня тогда другого пути просто не было, кроме как повернуть назад. Темнело, последний паром через реку уже ушёл, и нужно было искать ночлег. Карта говорила, что где-то недалеко должна быть база отдыха.
В общем, я поехал. Попал в какую-то деревню домов на 10. Там немного пьяный человек сказал мне, что у них есть пустой дом, где я могу переночевать. Полноценной палатки у меня не было, только спальный мешок на экстренный случай, поэтому я решил, что это лучше, чем спать под открытым небом с комарами. Ненавижу, когда меня жрут комары!
Оказалось, что дом пустует уже лет 30. Окна заколочены, внутри всё прогнило, везде плесень — мерзость. Я кое-как переночевал там в своём спальнике и к утру весь пропах плесенью. Но зато я выжил и продолжил путь и следующую ночь провёл в Бобруйске, наслаждаясь недорогим пивом в недорогом отеле. Прекрасная была поездка!
– Как ты общаешься с людьми во время своих путешествий по Беларуси?
– Если честно, я интроверт и стараюсь не общаться ни с кем лишний раз. Тут, наверное, нужно добавить «к сожалению», не знаю.
Иногда по пути где-нибудь в магазине люди спрашивают, откуда я, куда еду, где планирую остановиться, и так далее. Я охотно отвечаю. Мой русский вполне нормальный, но сам я редко начинаю разговор первым.
– Ты путешествуешь один?
– Да, в основном один. Жена не настолько любит велосипедный туризм, чтобы ездить со мной.
А ещё я состою в Mikkeller Running Club Minsk и Mikkeller Cycling Club Minsk — это клубы, которые объединяют любителей бега и велосипедов.
Мы стараемся организовывать выезды за город, особенно в летнее время. Я тоже предлагаю какие-то свои идеи маршрутов, делюсь тем, что уже знаю. А после поездок мы собираемся в баре, пьём пиво и общаемся.
Если кому-то это интересно — присоединяйтесь!
Этот пост ещё интереснее: 11-я Международная выставка KIELCE BIKE-EXPO пройдёт этой осенью в Кельце, Польша
Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!