Люди

Антон и его велосипед из… бамбука

Антон живёт в Минске, работает программистом и как большой любитель ездит на велосипеде круглый год. Казалось бы, что тут необычного? Почти ничего, кроме материала, из которого сделан его велик.

Антон

– Вообще езжу я давно. Мой основной велосипед — это Strida.

– Он же складной, колёса маленькие.

– Так в том-то и прикол! Если мне куда-то надо далеко, я беру складную «Стриду», чтобы докатиться до метро или поехать на каршеринге. А километров на 7-10 и на ней вполне нормально.

Этой зимой снега не было, так я на работу практически каждый день на «Стриде» ездил. А на лето мне захотелось чего-то, на чём можно полноценно покататься. У меня был Bearbike, у моей девушки — Fuji Feather, но вот захотелось чего-то другого, ну и…

– Велосипед из бамбука?

– Я планировал купить сингл-спид с шоссейной рамой: удобно хранить, удобно перемещать, лёгкий, ну, и едет хорошо.

Смотрел на Fuji Feather с рук, потому что не хотел тратить много денег на очередной велик, бюджет был 300, максимум 400 долларов. За эту цену выбирать особо нечего: тот же Bearbike, но, когда вживую на него посмотрел, не решился купить. И на барахолке увидел этот.

Объявление о продаже почти год висело, никто велик не покупал. Я даже беспокоился, может что-то не так с ним, бамбук всё-таки, непонятно. Но решился поехать посмотреть и оказалось, что всё в порядке. Рама целая, буквально пара каких-то мелких царапин. Дефектов нет, по размеру мне идеально подходит. Ну, и всё, я купил.

История умалчивает, откуда этот велик. Предыдущий владелец сказал, что привёз его из Украины. Надеюсь, это не ворованный велосипед из Европы, как у нас нередко делается.

Судя по всему, это полный кастом. Я даже примерно не нашёл, кто мог бы его сделать. Единственная отметка, которая есть, это мустанг на раме. Я весь велик облазил, но ни номера, ни марки, ни автора — ничего!

Писал в компанию Bamboo Bikeshop, которая специализируется на производстве именно бамбуковых велосипедов, думал, они смогут помочь. Они довольно известные, имеют офисы в Лондоне и Мюнхене, предлагают бамбуковые фреймсеты для самостоятельной сборки и полностью готовые велики.

Они ответили, что понятия не имеют, откуда мой велосипед. Сказали, что это очевидно полностью собранный вручную индивидуальный заказ, который стоит явно не тех денег, которые я за него заплатил.

– Сколько, если не секрет?

– 680 рублей всего (около $280 — прим.Урбаноид). А все бамбуковые велики стоят порядка 1000 евро.

Конечно, многое зависит от обвеса, но плюс-минус цена такая. К тому же там рамы из обычных бамбуковых круглых стеблей, а не плоские, как у меня. И соединения труб — эпоксидка или другой клей, а у меня карбон. В общем, чаще всего смотрится всё не так красиво, как в моём случае.

Тут рама из клееного бамбука, поэтому форма труб плоская. Узлы карбоновые, а те места, на которые приходится большая нагрузка, например, подседельный штырь, сделаны из алюминия.

Технические характеристики я, если честно, точно не знаю. Скажу только, что передняя звезда для меня маловата, хотелось бы побольше. Точнее, для быстрой езды хочется побольше, а в целом по городу её отлично хватает.

Седло тут Brooks C17 S. Подседельный штырь был слишком высокий, пришлось отпилить немножко, чтобы по размеру мне подогнать. Там внутри рамы есть выступы — это же бамбук — которые мешали опустить седло. Можно было бы отпилить их, а не подседельный, но я решил не нарушать конструкцию и укоротил штырь.

Непонятно, что тут за колёса. Задняя втулка издаёт страшные звуки, к тому же тут анодировка ободов, и когда торможу, они очень сильно свистят, на уши давит. Я пытался как-то исправить, но, кроме как наждачкой, не получается. Поэтому колёса хотелось бы заменить.

Единственное, широкие покрышки сюда просто не влезут, так как подогнано всё до миллиметра под конкретный размер. Сейчас 23 мм, максимум можно 25 поставить, но в этом есть и своя эстетика.

В целом меня всё устраивает.

– Необычно, что на очевидно шоссейном велосипеде стоит прямой руль. Тебе удобно?

– Да, это MTB-руль, горный. Ездить удобно, потому что велик с ним более устойчивый, им легко управлять и легко приподнимать, например, на бордюрах.

Поменять руль вроде бы и хочется, но только потому, что дома, когда велик стоит, за руль цепляешься. Может быть куплю себе тоже райзер, но покороче немного, а этот резать не хочется.

– Ты доволен покупкой?

– Очень. Ощущения от езды, например, по сравнению с тем же Fuji Feather, гораздо лучше. Бамбук упругий, гораздо лучше амортизирует, поэтому ехать приятно и мягко.

К тому же велик быстрый. Мы однажды экспериментировали: ехали вдвоём с девушкой с горы, она на своём Fuji Feather крутила педали, я — нет, но всё равно уходил вперёд.

Ещё он лёгкий — меньше 10 кг, может 9 с половиной. Бамбуковая рама вообще лёгкая должна быть, просто отдельно я её не взвешивал.

И мне нравится, что рама сделана таким образом, чтобы сзади можно было навесить кассету и переключатель — есть все крепления. Развод перьев сделан под втулку 130 мм, а не 120 мм (120 — для трековых велосипедов, 130 — шоссе). Так можно из сингла сделать классический шоссейный вел.

– А почему ты выбрал для города именно односкоростной велосипед?

– Я уже ездил на нём и считаю, что в Минске практически нет мест, где нужны были бы передачи. Буквально пару мест могу назвать, где хотелось бы передачу скинуть пониже, а в остальном сингла хватает с головой. Конечно, смотря как ездить, но мне хватает.

Просто мне всё время хочется чего-нибудь нового, и я выбрал сингл, но бамбуковый.

– Этот материал требует какого-то особого ухода, например, в дождь?

– По идее, бамбук даже более «живучий», чем металл. Он не ржавеет, не боится коррозии и влаги, тем более, что тут бамбуковые части чем-то обработаны. Чаще всего такие рамы покрывают глянцевым лаком, а тут, скорее всего, морилка или тёмный лак на водной основе.

Вообще велик сделан очень круто, с душой и вниманием к деталям. Было бы здорово узнать, кто его сделал, индивидуальный мастер или компания — не важно.

Если вы знаете что-нибудь о производителе этого велосипеда или можете помочь в получении такой информации, пожалуйста, напишите в Урбаноид любым удобным способом, и материал будет дополнен.

— Меня заинтересовало, куда можно обратиться, если я или кто-то другой захочет бамбуковый велик. И я нашёл в Питере человека, который вручную собирает велосипеды с рамами из бамбука. Полностью сам всё делает, и это выглядит очень неплохо. К сожалению, он тоже не смог мне помочь. Если интересно, могу поделиться его контактами.

В Киеве тоже есть ребята, которые вручную делают бамбуково-карбоновые велосипеды. В общем, есть несколько производителей, но того, кто сделал мой вел, я пока не нашёл.

– Уникальный среди редких, получается так?

– Да 🙂. Уникальный велик, с одной стороны, привлекает внимание, а с другой, меньше шансов, что его угонят, потому что продать его в Беларуси будет невозможно.

– Как ты защищаешь его от кражи?

Ю-локом. Кстати, интересная история была, связанная с велозамком.

У меня пару лет был Ю-лок Kryptonite. В прошлом году мой велосипед пытались украсть — не знаю, зачем, ведь это был «Аист». Угнать не угнали, но замок погнули. Я его выгнул обратно и продолжил с ним ездить, пока однажды в ячейке замка не сломался ключ.

Kryptonite обещает пожизненную гарантию или возмещение расходов на починку, если замок сломался. Я сделал заявку на их сайте, рассказал про проблему, и мне выслали новый замок несмотря на то, что старый мне удалось починить. Причём изначально я покупал его с рук, а не в магазине, но для производителя это не важно. Вот так.

– Чем ещё пользуешься из аксессуаров?

Перчатки, очки, джерси и так далее я не ношу — не вижу в этом смысла. Может быть, они и полезны, но при езде по городу мне не нужны. Только шлем и больше ничего.

– Падал когда-нибудь?

– Пару раз, но не сказал бы, что шлем меня сильно спасал, потому что сползал набок. Так быть не должно, видимо, я недостаточно его отрегулировал, потому что сам шлем хороший.

Я специально искал нормальный городской шлем, чтобы он выглядел прилично. Это реально проблема в Минске.

Вообще у нас тяжеловато купить красивую экипировку, одежду, какие-то велосипедные аксессуары, приходится из-за границы заказывать.

– Чего именно тебе не хватает в белорусских магазинах?

– Нормальных велошмоток. Не разрисованных и расписных ярких маек, а просто чёрных или хотя бы однотонных. Хочется купить, например, штаны или пиджак, которые выглядели бы как обычные городские, но специальная ткань и детали делали бы их удобными для велика.

Нужна одежда на вид повседневная, но при этом велосипедная. Если поискать, то можно такое купить, но за большие деньги и только в Европе, а у нас — нет.

Или те же колёса. У нас есть далеко не всё, что хотелось бы, и нужно заказывать, ждать. И это будет или дешёвый «китай», или что-то очень дорогое, а среднее по цене найти сложно.

А вообще, я уже давно смотрю на циклокроссовые велосипеды и гравелы, поэтому, наверное, хотел бы какой-нибудь такой. Увидим!

Фотографии: Кирилл Врублевский / @gooldvishe

Этот пост ещё интереснее: Как выбрать велосипедную флягу и флягодержатель

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!