Люди

Оля и её гравел Kross Esker

Как ездить на велосипеде зимой: советы от девушки, которая знает, как это делать, и может многое починить стяжками и изолентой

11 ноября 2019

Оле 21 год, она работает барменом и бариста в одной из кофеен в центре Минска. По её словам, она очень любит родной город и свою работу, увлекается путешествиями и велосипедами. О своём хобби девушка готова говорить долго и с энтузиазмом.

— Велоспортом меня ещё в детстве «заразил» брат, а последние лет 6 или 7 я увлекаюсь ездой по сложным ландшафтам и даже какими-то небольшими велогонками. Например, этим летом ездила с друзьями на гонку в Карпаты.

Велосипед, который у меня сейчас, не единственный, всего у меня два велика: один для кросс-кантри или МТБ, второй — гибрид, что-то между гравел или турингом, максимально универсальный. Это Kross Esker 4.0.

Я специально выбирала такой велосипед, на котором можно будет ездить везде. Для города этот гравел отличный, потому что без амортизации. Мне специально хотелось жёсткий велик, потому что с амортизатором сложнее ездить.

Колёса достаточно широкие, чтобы кататься по лесу и ездить по более агрессивной местности. При этом геометрия позволяет спокойно путешествовать на длинные расстояния по шоссе, велик довольно быстрый. И это не сингл-спид, сзади полноценная кассета на 9 звёзд, впереди две звезды.

Обвес стоит хороший — Shimano Tiagra — это довольно высокая линейка, и она стояла здесь изначально. На самом деле, мне повезло: я хотела покупать более дорогой велосипед, где стояло оборудование классом ниже. Но как-то прогуливалась по городу и увидела в витрине небольшого магазина красивый велик — этот Kross. Он мне понравился, я посмотрела в интернете его характеристики, почитала о нём и поняла — это именно то, что мне нужно! И даже рама в моём размере была.

К тому же он сделан из стали, поэтому очень прочный и всегда будет в порядке, а если что-то всё-таки сломается, его можно будет сварить. Когда я его выбирала, смотрела на это, и ещё мне цвет понравился — зелёный, красивый.

— За сезон успела составить о нём впечатление?

— Да! Велик я купила в середине этого лета и буквально через неделю уже поехала на нём в Украину в Карпаты на гонку. Это были, наверное, самые тяжёлые 40 км в моей жизни, когда я каждую минуту думала о том, что могу пробить колесо и просто остаться тут. Но я оказалась единственной из всех участников гонки, кто доехал до финиша без единого падения и без повреждений.

— Видимо, правду говорят, что новичкам везёт. С кем и куда обычно ездишь?

— В такие поездки — с друзьями, обычно это группа от 3 до 5 человек, но не больше. Когда больше, сложнее скооперироваться, снять квартиру, например, или отель. А втроём идеально, и по организации, и по деньгам выгоднее всего.

Ещё мне нравится путешествовать на велосипеде по Беларуси. Иногда бывает настроение с утра сесть в электричку, доехать куда-нибудь, например, до Борисова, выйти и покататься вокруг, посмотреть места, а потом обратно вернуться так же. Обычно около 50-70 км получается поездка.

Люблю на дачу съездить, это примерно 50 км от Минска. Если есть погода и настроение искупаться, могу сгонять на какой-нибудь водоём, на Вячу, например. Но точно не на Минское море, потому что там грязно и очень-очень много людей.

Вообще именно для себя я катаюсь за городом, где людей нет, а в городе велосипед — это моё средство передвижения, транспорт. Не всегда, конечно же, а когда удобно. Если у меня какие-то дела вечером или нужно пойти на встречу, не всегда это стоит делать на велосипеде. Но чаще всего я утром еду на работу на велике и вечером возвращаюсь на нём.

— По сравнению с общественным транспортом или машиной, что быстрее?

— Ехать мне из Зелёного луга до Немиги около 10 км. По времени получается от 25 минут до 40, в зависимости от дорожной обстановки, я имею в виду светофоры. По проезжей части я не езжу, только по пешеходной.

Если ехать на транспорте, дорога занимает более 40 минут. Утром, особенно с 8 до 9 часов, в самый час пик всегда пробки. Я живу от метро достаточно далеко, и доезжать до него на трамвае, автобусе или троллейбусе неудобно из-за пробок. В метро тоже много людей, иногда даже невозможно зайти в вагон. Однозначно комфортнее будет велосипед, на нём я добираюсь до работы за полчаса, всегда свободно и никто не мешает.

Про машину я даже говорить не буду. Когда вижу эти пробки утром, страшно становится.

— Кофейня, где ты работаешь, предполагает какие-то удобства для тех, кто на велосипеде приезжает?

— Каких-то особых условий у нас нет, но для меня это не проблема. Я ставлю велосипед во внутреннем дворе нашего здания. Там спокойный дворик, знакомые люди живут, приезжаю и со всеми здороваюсь. Все знают, что я езжу на велике и присмотрят за ним, если что. Ну, и замок есть, конечно же.

Душа у нас нет, но если нужно — всегда можно переодеться.

— На твой стиль в одежде велосипед как-то влияет?

— Не особо. Я и без этого чаще всего ношу удобную одежду. Не скажу, что люблю платья, но они у меня есть, и под них всегда можно надеть шортики: или специальные велосипедные с «памперсом», или обычные облегающие, которые называют велосипедками из-за того, что похожи на велоформу. Они стали в один момент модными, и я подумала: «Как классно!» Купила себе розовые велосипедки в чёрные полоски под зебру и носила с удлинённой майкой — было очень круто.

Конечно, у меня есть комплекты и специализированной одежды: летний, осенний и зимний. Как правило, это мембранные ткани, мягкий «памперс» и так далее.

Почти всю свою велоодежду я покупаю в секонд-хэндах, потому что в наших магазинах нормальных вещей просто нет. Они или только мужские и мне не по размеру, или выглядят ужасно.

Можно, конечно, заказывать одежду из-за границы, но её не примеришь и нужно ждать, пока посылка доедет. Или если сам едешь куда-то, можно купить, но я давно не ездила. А в секондах часто бывает хорошая велоодежда, с бирками, не поношенная.

— Что бы ты сказала поставщикам велосипедных товаров?

— Чтобы они больше привозили современной одежды и обуви.

Велоформа в минских магазинах есть, но в основном устаревшие модели, а хотелось бы что-то приятное глазу.

Например, у Shimano есть прекрасные велотуфли, которые выглядят, как обычные кроссовки. Они классные, стильные, удобные, я бы в них ездила. Из-за того, что я не могу найти себе приличную велообувь, я не пересаживаюсь на контакты.

— А в городе тебе чего не хватает?

— Ой, да хотя бы просто ровных тротуаров. Например, участок вдоль БНТУ весь в колдобинах, там ехать невозможно. Каждый раз, когда там бываю, думаю, почему бы не положить ровный асфальт — и людям ходить станет удобнее, и на велике ездить.

Хотелось бы, чтобы велодорожек было больше. Мне, например, очень понравилось решение на Веры Хоружей, потому что там ты едешь и никому не мешаешь. Единственное, этот участок слишком быстро заканчивается, даже не успеваешь порадоваться.

— Если бы ПДД разрешили велосипедистам ездить по проезжей части, ты бы ездила?

— Да, ездила бы. Я знаю Правила и всегда их соблюдаю: показываю направление своего движения рукой, всегда смотрю по сторонам. Я бы не стала ездить неаккуратно, вилять между машинами, как это делают некоторые велосипедисты. К таким я точно не отношусь.

— Шлем носишь?

— Ношу. Сегодня, правда, без него, потому что похолодало, а я не смогла найти свою маленькую шапочку под шлем. Пришлось ехать в обычной шапке.

Вообще я за шлем, за защиту. Считаю, что ты можешь рисковать собой, когда ты один где-то в лесу или в поле несёшься, наслаждаешься природой и скоростью. А в городе задача другая — доехать до пункта назначения и самой не пострадать, и не сбить никого.

Когда ты ведёшь машину, ты отвечаешь за свою безопасность и безопасность окружающих. Так же и на велике — это транспорт, а ты его водитель, вот и веди максимально сосредоточенно.

— Ты планируешь зимой ездить?

— Да, для меня это нормально. Не скажу, что я постоянно это делаю, но велосипед всегда хранится дома и, если есть настроение и погода позволяет, я могу выехать. Но этому нужно учиться.

— Что ты имеешь в виду?

— Ты не сможешь кататься всю зиму, если не ездил всё лето и осень. Чтобы ездить зимой, нужно всегда держать себя в форме. Это ежедневные разминки по утрам, возможно, в зале, йога тоже хорошо.

Мышцы всегда должны быть в тонусе, иначе без подготовки они просто не смогут воспринимать то количество нагрузок, которое будет зимой. А зимой езда совсем другая, постоянно снег под колёсами, ты как будто стоишь на месте.

Нужно повышать выносливость, следить за каденсом — он должен быть достаточно высоким, педалирование ставить правильно. Про это всё можно почитать на иностранных сайтах или поспрашивать у профессионалов. В Минске есть велотрек, думаю, там могут помочь, хотя я туда не обращалась и точно не знаю. Это что касается физической подготовки.

Второй важный аспект — это одежда. Одежды для поездок зимой должно быть много, в смысле много слоёв. Если будет одна тёплая вещь, скорее всего, будет создаваться эффект парника, конденсат будет накапливаться и стекать по телу, а это неприятно.

Лучше делать так: первый слой — что-то из хлопка, что может впитывать пот, второй слой — тонкая и мягкая термокофта, желательно с высоким воротом, третий слой — джерси или куртка, желательно ветрозащитная или мембранная.

Обувь, если это не велотуфли, советую брать на твёрдой подошве. Это лучше для суставов, чем мягкая гибкая подошва. Высокая обувь мешает ступне двигаться, поэтому предпочитаю низкие модели и высокие тёплые носки.

На лицо обязательно бафф. Кстати, если сильный ветер или мороз, кожу можно намазать каким-нибудь жирным кремом или даже простым вазелином, что в маленьких баночках продаётся. Лицо будет блестеть, да, это будет выглядеть немного странно, но зато с кожей будет всё хорошо.

Очки с тёмными стёклами обязательны даже зимой, потому что солнце отражается от снега и ещё больше бьёт по глазам. Перчатки, конечно, ну, и шлем поверх шапки, которая уши закрывает.

Забавно, но как бы ты ни был одет, люди всё равно будут удивляться. Даже осенью, даже сейчас, когда ещё далеко не минусовая температура, прохожие оборачиваются мне вслед: «Как можно ездить в такой холод?» Или стоишь, например, на пешеходном переходе, ждёшь зелёного света, обязательно кто-нибудь спросит, не холодно ли мне. Нет, говорю, мне хорошо!

— Да, это, пожалуй, самый частый вопрос тем, кто ездит на велике. Ещё какие-то особенности зимней езды есть?

— Третий важный момент — это постоянная диагностика технического состояния велосипеда. Все узлы, цепь, детали должны быть защищены от ржавчины. На зиму нужно покупать, например, смазку для цепи не для сухой, а для мокрой погоды и низких температур. Нужно постоянно проверять давление в колёсах и вообще полностью осматривать велосипед.

Это всё занимает время, но им можно пожертвовать, если хочешь ездить зимой. Хотя «пожертвовать» — неправильное слово. Для меня это не жертва, мне это интересно. Чем больше ты копаешься в этих всех детальках, тем лучше понимаешь, как это всё работает, что за что отвечает и в каком оно должно быть состоянии.

— Ты сама всё это делаешь?

— Я стараюсь. Если у меня не получается что-то, я обращаюсь к брату — он намного дольше занимается велоспортом и его мнение для меня экспертное.

— Приходилось уже чинить велик?

— Да, однажды было. У меня при падении на асфальт сломался «петух», он же съемный дропаут. Тогда я обратилась к своему другу, мы нашли новый такой же дропаут и заменили.

Вообще в съемном «петухе» есть большой плюс — если он ломается, можно заменить только его, а не варить или исправлять раму. Поэтому если ехать куда-то далеко от дома, где нет возможности чинить велосипед, можно взять с собой ещё один дропаут. Если старый сломается, можно достаточно быстро заменить его на новый и ехать дальше.

— Лайфхак от Оли!

— Да! Вот ещё один — в любые более-менее долгие поездки на велике обязательно берите с собой стяжки и изоленту. Этими двумя вещами можно починить, наверное, всё.

Если так случилось, что нету стяжек или изоленты, у меня всегда есть резинка для волос. Если её завернуть определённым образом, в принципе, она способна многое выдержать. Я так пару раз сумку на руль прикрепляла — и всё держалось.

— Что ещё с собой возишь?

— Насос, он у меня прикреплён к вилке велосипеда, поэтому всегда со мной. Набор шестигранников, набор заплаток и новую камеру, потому что не всегда есть возможность ремонтировать прокол, а быстрее и легче просто заменить камеру.

Ещё замок беру, если планирую оставлять где-то велосипед. Замок у меня сейчас самый простой, он мне не нравится, планирую купить новый получше.

— У тебя уже большой велосипедный опыт. Что бы ты посоветовала начинающим?

— Ни в коем случае не нужно откладывать поездку по причине того, что чего-то не хватает, велосипед «не тот» или специальной одежды нет.

Начинайте с того, что у вас есть. У меня, например, был совсем простой велик, который собрали из того, что нашли на барахолке. Мне он не нравился. Я постоянно об этом думала и поэтому не каталась. А потом я поняла: не важно, какой у тебя велик, не важно, во что ты одет. Важно только твоё желание ездить.

Всё, что нужно, придёт со временем и с опытом. Вы сами поймёте, что вам нужно, и это появится. Или не появится, если поймёте, что это лишнее.

Не важно, что у вас есть в начале пути. Просто однажды нужно сесть на велосипед и поехать вперёд. Это же так классно!

Следующий пост ещё интереснее: MaseyBikepack — белорусские сумки для байкпакинга.

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!