Люди

Как один человек смог систему поменять

Отзыв о Marin Nicasio от заклинателя ботов и велосипедиста в третьем поколении

Нашего героя зовут Дмитрий, ему 26 лет, он живёт в Минске и работает, по его собственным словам, «заклинателем ботов». Каждый день, приходя в офис, он пишет ботов для Slack в одной из минских IT-компаний. Мы встретились с Димой после окончания его рабочего дня, и он рассказал нам о своём велосипедном опыте.

— Как давно ты на велике?

— Я на велосипеде с самого детства, буквально с первых классов школы. Меня бабушка научила кататься.

— Бабушка? Необычно.

— Она сама велосипедистка, всю жизнь ездила. Когда я учился кататься, именно она держала мой велик, помогала мне.

Я жил в Осиповичах, это довольно маленький город, там сеть общественного транспорта не очень хорошо развита, поэтому основным способом передвижения для многих жителей был велосипед. Возможно поэтому там велодвижение активное и развито очень неплохо.

— Помнишь свой первый велик?

— Конечно, помню. Это был советский «Аист», «раскладушка». Он был мамин, потом мне перешёл от неё по наследству. Семейный, можно сказать. Он до сих пор ещё живой и ездит вполне неплохо. В общем, неубиваемая штука, проверенная временем.

— Велик, на котором сейчас ездишь, когда появился?

— В этом сезоне, в начале лета. До него у меня был, да и есть до сих пор МТБ, найнер, хардтэйл Fuji Nevada. Он на Shimano Deore, все дела.

— Ты его использовал для загородных поездок или он был универсальным, и ты на нем и в городе ездил?

— Чаще по городу. Я пытался на своём МТБ быстро ехать, но за счёт геометрии и колёс, делать это продолжительное время было проблематично. Хоть это и найнер, который едет как бы нормально, но всё равно было тяжело.

И я решил что-нибудь шоссейное себе посмотреть и захотел красивую стальную раму. В общем, выбрал Marin Nicasio.

Он из хромоля, поэтому тяжеловат — 14 килограммов весит. Но за счёт материала рамы трубы у него тонкие, что придает ему классический элегантный вид. Короче, выглядит классно!

Приехав за великом в магазин, нужной мне 58-ой ростовки я не нашёл, но выбора не было, и я взял 56-ую. Решил, что «растяну» её и будет норм.

— Много пришлось поменять?

— Поставил новый вынос руля — он подлиннее стокового, вниз ещё немного скошенный. Седушку отодвинул назад. То есть я как бы «растянул» велик, теперь вроде бы нормально. Конечно, я не профессионал в этом деле, но главное, чтобы было удобно.

— Как используешь велосипед, куда ездишь?

— По велодорожке катаюсь — от конца до конца. Ещё я, можно сказать, комьютер — езжу каждый день на работу. 4 километра туда и назад.

— Истинный комьютер! Но 4 километра для тебя, наверное, не расстояние вообще. Сколько за раз можешь проехать?

— Я не очень далеко езжу, километров максимум 50, 60 бывает. Это немного.

— Это неплохая тренировка тем не менее. Ощущаешь эффект от велосипеда?

— Я доволен, что поддерживаю себя в форме — не надо дополнительно в зал ходить. До этого животик какой-то появлялся, а теперь всё — подтянулся.

— С кем обычно катаешься?

— В основном один. Я езжу достаточно быстро, поэтому сложно найти спутников, с кем и кому было бы удобно в таком темпе ездить. Иногда с девушкой катаемся вдвоём, но у неё велика нету, поэтому для неё берём в прокате что-нибудь.

— Колобайки пробовали?

— Нет ещё, обычно в районе Октябрьской брали что-то в пункте проката. Но считаю, что хорошо, что шеринг появился. В последние годы, а особенно в этом году в городе стало ощутимо больше велосипедистов. Некоторые люди садятся на жёлтые велики, катаются, а потом и себе решают купить велосипед. Так что велодвижение развивается.

— Расскажи про экипировку, в чём ездишь обычно?

— В контактах я начал только на этом велике кататься. У меня шимановские ботинки на МТБ-шных шипах, перчатки. В общем-то всё.

— Ещё ты в шлеме — это здорово. Немногие велосипедисты их носят.

— Да, шлем и кепка ещё. Но кепка, правда, мне не очень — в ней летом жарковато, она не дышит, потому что сделана из водонепроницаемого материала. В дождь удобно, конечно, но надо будет на хлопковую заменить.

— Что ещё с собой возишь? Без чего не выходишь из дома?

— Без бутылки.

— Может «без воды», а то «без бутылки» звучит неоднозначно?

— Нет, без бутылки, воду же можно где угодно набрать. Мультитул и аптечку я не вожу с собой.

— Почему? Ты никогда не ломался в дороге?

— Если честно, вообще ни разу даже колесо не пробивал, ни на этом велике, ни на прошлом МТБ. Даже не знаю, как это получается, и в чём проблема у людей.

Я стараюсь максимально налегке ездить. Беру поясную сумку, в неё только самое основное — ключи, телефон, карточка. Когда больше вещей — рюкзак. Всё, в принципе.

— Пусть так и будет дальше, чтобы ничего, кроме этого, тебе не понадобилось. Давай вернёмся к велику. Что ты на нём изменил — понятно, но редко бывает, когда переделка останавливается. Планируешь что-то ещё поменять?

— Да. Планирую перейти на 1х систему.

— Зачем?

— Чтобы было проще жить!

Во-первых, меня раздражает передний переключатель. Цепь, как переключатели ни настраивай, всё равно трётся на перекосах, и этот звук неприятный раздражает во время поездки.

Во-вторых, я езжу в основном по городу, и нет смысла в таком диапазоне скоростей. Маленькая звезда не нужна по сути.

— Что именно хочешь поставить?

— Я уже купил кассету с меньшим диапазоном, но там скачки между размерами звёзд меньше. Кассета 12-25T, шимановская.

— А передняя звезда какая будет?

— На 48 зубов. Она уже приехала, ждёт, пока я всё переставлю. Один вечер — и всё готово.

— Очень интересно! Надеюсь, мы встретимся после переделки, и ты расскажешь о ней подробно.

— Обязательно!

Мы встретились с нашем героем снова, когда он поменял на велосипеде всё, что планировал, и уже успел поездить некоторое время, чтобы оценить эффект. Дима рассказал, стоила ли переделка усилий, и что нужно знать тем, кто планирует так же обновить свой велик.

— Как впечатления?

— Отлично!

— Расскажи, пожалуйста, что ты сделал.

— Заказал звезду в Штатах, потому что на такие шатуны, как у меня, у нас найти звезду нэрроу-уайд довольно проблематично. Есть у SRAM серия, но тогда надо менять все манетки, кассету, цепь, переключатели, а это в большую сумму обойдётся.

Так что звезду я нашёл в Штатах, производитель в Миннеаполисе, по-моему, находится. Покупка мне обошлась в $89.

— Давай на типе звезды подробнее остановимся. Почему для трансмиссии 1х нужна именно нэрроу-уайд?

— У такой звезды один зуб широкий, второй узкий, что понятно из названия. У цепи тоже есть узкие и широкие звенья. И вот они совпадают. Это помогает цепи лучше держаться и не соскакивать, переключателя же переднего нет, который её удерживает.

— Правда ли, что нэрроу-уайд звезда шумит?

— Когда я её только поставил, она немного шумела, да, но потом притёрлась. Буквально поездки две-три на это понадобилось. Я цепь помыл, смазал, теперь вообще всё тихо едет.

— Кроме передней звезды, что еще поменялось в твоём случае?

— Кассету новую поставил. Диапазон у неё меньше, чем у прошлой. Сейчас 12-25T, а была 11-32T. На прошлой кассете разница между звёздами была примерно в три зуба, кое-где в два. А на новой разница меньше — в два, а на последних двух маленьких вообще в один зуб различие. Это позволяет точнее подбирать передачу под каденс.

Раньше бывало, что одна передача могла быть слишком лёгкая, а следующая — уже слишком тяжёлая, особенно это в середине кассеты ощущалось. А сейчас получается более плавный разброс нагрузки, приятнее ехать.

— Не спадает цепь?

— Один раз только было, когда я всё сделал и выехал кататься. Разогнался — и у меня слетело всё нафиг! Что-то не так, думаю. Посмотрел — а цепь слишком длинная, плохо натянута, болтается на кочках всяких, потому и слетела.

Я посмотрел в интернете, как укоротить цепь, выдавил несколько звеньев, соединил замком и всё. Больше проблем не было.

— Ты доволен тем, что получилось?

— Да, едется отлично! Я стал за собой замечать, что теперь чаще передачами пользуюсь.

На шимановских шоссейных манетках как получается — у тебя звезды две, но позиций переключателя четыре. То есть можно перекинуть цепь на большую звезду и такой сабтрим сделать, чтобы на верхних звездах не чесало цепью о переключатель. Либо на маленькой передней звезде можно чуть-чуть приподнять переключатель, тогда цепь не будет чесать на маленькой задней звезде.

И это в голове надо держать всё время, помнить про перекосы, думать — трётся там или не трётся. Это раздражает, лишняя информационная нагрузка. А после замены стало всё просто.

Ты просто едешь, щёлкаешь себе одним переключателем — и всё отлично, жизнь прекрасна.

— Получается, тебе не нужен передний переключатель вообще, и шифтер не нужен тоже.

— У меня ручка осталась, но она ничего не делает. Только тормоза остались действующие. Тросик переключателя я вынул, рубашку вынул, и всё стало ещё красивее, чище, меньше деталей.

— Кстати, ты сам всё это делал или возил велик в мастерскую?

— У меня дома есть все инструменты, чтобы произвести такую операцию, поэтому сам. В принципе, ничего особо сложного тут нет.

— По сравнению с прошлой нашей встречей на твоём велике изменилась не только трансмиссия. Седло новое?

— Да. Если уж менять, так всё сразу! Я думал, в Минске сложно найти седло достойное. Прочитал вашу статью про байк фит.

Поехал туда. Магазин такой крутой оказался, меня посадили на какую-то наноштуку, померили мои кости, все дела, и искусственный интеллект сказал, какое мне нужно седло.

— И оказался прав?

— Да! Мне предложили несколько сёдел, вот это было вторым в списке, мне оно больше понравилось внешне и по цене. Оно довольно жёсткое, спортивное, там внутри упругий гель, но ничего не болело даже после первой поездки, сразу было удобно.

— А обмотку руля почему ты решил поменять?

— Прошлую мне ободрали на велопарковке возле работы. Эта обмотка — Cinelli, 1984 года разработки, из пробки. Она супермягкая, там ещё гелевая проставка внутри, очень приятная на ощупь. И недорогая совсем, около $13

— Сам мотал?

— Да, первый раз. Посмотрел мастер-класс на Youtube и сделал. По-моему, неплохо получилось.

— Получилось хорошо. На новый руль и новый велокомпьютер поставил?

— Точно. Сегодня с ним первая поездка.

— Отличные покупки, полезные, и велик с ними выглядит классно! Что бы ты посоветовал тем, кто тоже хочет перейти на 1х систему? Что нужно знать на берегу, чтобы не ошибиться?

— Есть один момент: бонки, которые были на двойной или тройной системе, могут быть слишком длинные, и есть шанс, что они не прижмут новую звезду и будут болтаться. Надо просто купить бонки покороче. В принципе, их несложно найти, у нас продаются.

Но самое важное, чтобы переключатель подходил — чтобы у него была возможность накинуть цепь на большие звёзды. Есть экстендеры специальные, они ставятся на петух, переключатель становится чуть ниже и имеет возможность зацепить большую звезду.

Перед тем, как всё затевать, надо посмотреть в спецификации переключателя, на какую звезду (с каким числом зубьев) он может накинуть цепь. Если ваш подходит — отлично, нет — выбирать другой или ставить экстендер, он недорого стоит.

Не надо бояться что-то делать. Всегда всё можно закрутить назад.

Этот пост ещё интереснее: У велопроката Колобайк новые тарифы

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!