Люди

Антон и его CUBE Hyde Race

Отзыв от сурового альпиниста о велосипеде с ремнём и планетарной передачей

Урбаноид

Чёрный фитнес-велосипед привлёк внимание фотографа #урбаноидохотник не внешним видом, а тем, что двигался почти беззвучно: ни шелеста цепи, ни щелчков передач. «Любопытно!» — решил Урбаноид и познакомился с его владельцем.

Герой поста — минчанин Антон, 33 года, программист на Java, кандидат в мастера спорта по альпинизму, владелец пушистого пса породы хаски и городского фитнес-велосипеда породы CUBE.

Антон

— Когда тебя сфотографировали, куда ты ехал?

— С работы домой, видимо, или по делам каким-то. Для меня велосипед — это полноценный городской транспорт уже два года. Я каждый день практически без перерыва езжу на велике на работу.

— Прямо без перерыва?

— Говорю же, каждый день. За эти два года я пропустил, наверное, раз 10 всего.

Сегментный замок всегда с собой

Я программист, работаю в районе улицы Пулихова, а живу рядом с площадью Бангалор. Не очень большое расстояние, всего 6 км. Пешком оно занимает час, на транспорте — минут 40, а на велике — всего минут 20. На машине тоже примерно 20 минут, но это от дорожной обстановки зависит.

Иногда вижу, как коллеги едут на машине и стоят в пробке, а я мимо них на велосипеде проезжаю: «Привет, ребята, успехов!»

— Ты в компании один такой спортивный или это частая практика?

— Нам даже велопарковку построили, потому что было время, когда многие прямо горели идеей ездить на работу на велосипеде, но потом как-то всё затухло. Летом пару человек ездит, а зимой я один.

Конечно, если вижу ливень, как говорится, «жэстачайшы», то еду на машине. Но если хотя бы моросит — выберу велик.

— Далеко не каждый решится пересесть с автомобиля на велосипед, обычно наоборот происходит, но не в твоём случае. Почему?

— Дело было так: два года назад я сменил работу и в первый день поехал туда на трамвае. А прямо на следующий день этот маршрут закрыли — разобрали рельсы и всё! Как ехать иначе, я не представлял, 20 минут пешком до метро и там ещё пересадка, долго и неудобно. Ну, я и решил, что хочу ездить на велосипеде.

У меня лет 10 был… Хотя почему «был»? Есть и сейчас какой-то горный Fuji с колёсами 26 дюймов. На нём я начал ездить на работу и постепенно понял все тонкости этого дела.

Читал материал про девушку Олю, которая рассказывала про зимнюю езду. Так вот я с ней не совсем согласен.

— Если у тебя есть аргументы, опровергни её слова.

— Например, Оля сказала, что надо одеваться слоями (и я с этим полностью согласен), но тот факт, что первым слоем выступает хлопковая майка, полностью рушит всю идею. Это касается не только велосипеда, но и вообще любой спортивной активности в холодное время.

Обычно проблема в том, что под нагрузкой потеешь, потом замерзаешь — и всё, заболел, беда. Задача одежды — справиться с этой проблемой. Синтетика очень хорошо обменивается влагой с внешними — тоже синтетическими — слоями, но если какой-то слой хлопковый, то на нём всё останавливается. Хлопок впитывает влагу и совершенно не желает сохнуть. В результате ты вроде как оделся слоями, но всё равно мёрзнешь, когда останавливаешься.

Понятное дело, что многие могут сказать, что и так норм. Мол, бегаю всю жизнь кроссы в брезентовой куртке поверх хлопковой майки и вообще бед не знаю. Действительно, в этом вопросе одежда играет не решающее значение, особенно если здоровья вагон. Хотя гораздо лучше, когда одежда работает как надо и помогает, а не мешает.

Но самая большая проблема в зимней езде — это не одежда, не физическая сложность и не риск упасть. А то, что велосипед ушатывается очень быстро. Приходит в негодность буквально на глазах, что ты с ним ни делай.

Говорят, можно смазывать цепь специальной смазкой для мокрой погоды. Я смазывал велосипед каждую неделю! Причём не просто смазывал, а как следует всё делал — всё снимал, чистил и только после этого смазывал. Бес-по-лез-но!

К концу зимы я просто порвал цепь. Ехал, крутил педали, она порвалась. Занавес.

Чтобы сохранить велик в зимнюю слякоть, его нужно заносить в ванну, мыть тщательно и смазывать после каждой поездки. Если ты это делаешь хотя бы раз в неделю, он рассыпается, превращаясь в жалкую кучку трухи.

Не получится ездить зимой и ничего не делать. А даже если делать что-то, всё равно это бесполезно.

— Ты это к тому, что таким образом добил свой старый Fuji?

— В этом как раз суть истории. Однажды я понял, что мой Fuji умирает… Точнее, он уже умер, и я езжу на вело-зомби: тормоза не работают, передачи едва переключаются, хотя переключатель новый, тросик задеревенел, хотя его недавно смазывали. Короче, ходячий мертвец.

Велик до зимних поездок | Фото предоставлено героем

Тогда я решил, что мне нужен новый велосипед. Представлял себе гибрид, как мой старый горник, только в более современном варианте с большими колёсами и обязательно амортизационной вилкой.

— Почему это обязательно?

— Ну, а как же? Считал, что буду ездить по городу, тут бордюры, всё должно амортизировать.

— Но сегодня ты совсем не на горном велосипеде.

— Потому что потом я стал думать, анализировать, смотреть другие варианты. И наткнулся на этот велик — Cube Hyde Race.

Что за ерунда, думаю, незнакомая. Ремень вместо цепи, никогда такого не видел. Как этот ремень обслуживать, непонятно. Потом почитал про него, подумал и понял, что раз нет цепи, значит нет и проблем!

Вилка жёсткая. Я такую никогда не хотел, но потом решил, что это классно — она же не сломается, и никаких забот с обслуживанием амортизаторов.

Планетарная втулка на 8 передач вместо кассеты с переключателем — прекрасно! В общем, купил.

Мне он нравится. Чёрный, матовый, стильный — настоящая ракета! По городу ездить оказалось очень удобно. И все важные узлы спрятаны, ничего не испачкается, ничего не сломается.

Но даже в таком веле неподвижные части могут портиться от соли и дорожных реагентов. Хотя в этом году как таковой зимы и не было.

Стальной элемент ржавеет от влаги

— Верно, даже если снега мало, всё равно нужно мыть и смазывать иногда. И ещё с колёс натекают лужи, когда домой приезжаешь.

— Лайфхак: берёшь два длинных поддона для цветочных ящиков и ставишь колёса в них.

— Хитро! Сейчас твой CUBE в стоковом состоянии или ты что-то менял?

— В оригинале здесь стояли полуслики, а я поставил более «злую» резину, чтобы сцепление стало получше.

Зимой, кроме убийства велика слякотью, есть вторая проблема — гололедица. Как одеться, чтобы не замёрзнуть, можно придумать, а вот когда повернуть не получается — вот это да, это беда. И ничего сделать нельзя!

— А если поставить резину с шипами?

— Нет. Если хочешь, например, кататься по замёрзшему озеру, да, отлично. В любой другой ситуации шипы бесполезны. Мало того, что наката нет никакого, так ты ещё и жужжишь, как разъярённый шмель, когда едешь. Даже звонок не нужен, все и так тебя издалека слышат.

В Беларуси обычно бывает дня три или четыре в году, когда в городе устанавливается настоящая гололедица. Вот в такие дни шипованная резина работает, а в остальные — нет. Даже не пробуйте, садитесь на машину или езжайте на общественном транспорте, но не на велике, если не хотите упасть.

— Ещё что-то делал?

Щитки поставил.

Многие считают, что велик выглядит лучше, когда на нём ничего лишнего не висит, но для поездок на работу щитки нужны, а иначе приедешь грязным.

Кстати, в магазине продавец мне сказал: «Всё хорошо, только вот щитки ты сюда, наверное, не поставишь. Все пытаются, но не очень получается». Ок, думаю, ладно, поищу в интернете решение.

Нельзя щитки? Посмотрим!

Оказывается, в описании модели Cube, которая вышла следом за моей, специально подчёркнуто, что великие немецкие инженеры сломали себе всю голову, но решили-таки эту задачу. В новой усовершенствованной модели — внимание! — появилась возможность поставить щитки! 😄

В общем, я пошёл и выбрал себе пусть не фирменные, но подходящие щитки. Правда, пришлось просверлить дополнительные отверстия для креплений, но в итоге всё получилось.

А еще щитки были глянцевые, поэтому мне пришлось с помощью наждачной шкурки сделать их матовыми. Лайфхак номер два.

— Есть какие-то особенности использования велосипеда с такой трансмиссией?

— Небольшие, но есть. Раньше я ехал и издавал различные металлические звуки, скрежет, скрип. Точнее, не я, а велик их издавал. Когда выбирал этот велосипед, мне продавец обещал, что ремень будет работать очень тихо, можно будет наслаждаться пением птиц в лесу — да, даже вот до такой степени. И обычно так и есть.

Но если вдруг погода влажная, ремень начинает скрипеть, как мокрые резиновые сапоги. Не сильно, не мешает, но факт.

Ещё момент: если нужно поменять резину, операция не будет такой простой, как в обычных великах — планетарную передачу так запросто не отсоединить. Ты не можешь снять колесо, потому что планетарка держится тросиком, плюс ремень проходит через раму.

Тут рама специальная, перо можно разобрать именно для этого. В общем, научиться можно, но стоит иметь это в виду при покупке.

— Кроме поездок на работу, ты велосипед как-нибудь ещё используешь?

— Это мой транспорт именно в городе. Если мне нужно куда-то, куда идти пешком больше 15-20 минут, я беру велосипед и еду на нём.

Кстати, мне сначала показалось, что руль длинноват, на горном он был значительно короче. Я даже думал о том, чтобы укоротить, но потом я понял, что мне стало гораздо удобнее возить пакеты с покупками из магазина. Вешаешь пакет на край руля, едешь, и ничего о колесо не бьётся.

— По сравнению с горным велом ты ощутил разницу?

— О, да! Если говорить об ощущениях, то это просто великолепно! Раньше мне приходилось крутить педали даже тогда, когда я ехал с горки, а сейчас я просто получаю удовольствие от езды без особых усилий.

Раньше зимой я ехал в варежках и не мог понять, переключилась передача или нет. Сейчас всё чётко. Тут можно даже переключать передачи и не крутить педали при этом, особенно на светофорах это удобно, чтобы плавно и быстро стартовать.

Но я же программист, привык оперировать цифрами, поэтому могу точно сказать, насколько стало лучше.

Я выучил все фазы светофоров по дороге на работу и знаю, каким ещё путём можно поехать, если на основном что-то не складывается. Я также запомнил велосипедистов, которых обычно встречаю.

Так вот на Fuji я проезжаю свои 6 км за полчаса, если не сильно напрягаюсь, а велосипедисты меня обгоняют. На новом Cube это время сократилось до 20 минут, а со стороны велосипедистов я больше не чувствую какой-то могучей конкуренции. Если я немного ускорюсь, я их легко обгоню, и они меня не догонят.

То есть теперь я эффективнее на 33,33%.

— А старый велик ещё на ходу?

— У меня есть собака — хаски Инди, ему нравится тягать велосипед. Ну, может ему не очень нравится, но мне нравится. Он тянет, я еду рядом.

Инди путешествует вместе с хозяином | Фото предоставлено героем

Так вот я для таких поездок использую старый велик. Если упаду или карабином поцарапаю — ничего страшного, его шрамы только украшают. А новый велосипед жалко.

— Шрамы могут появиться не только на раме, но и на тебе, а ты без шлема ездишь. Почему?

— Не знаю, не нравится. Я занимаюсь альпинизмом, возможно, поэтому не ощущаю особенной опасности во время поездок на велосипеде. Хотя признаю, у меня нет объективной причины ездить без шлема. У меня он даже есть, потому что на многие соревнования без экипировки не допустят. Открытый вопрос, в общем.

— Расскажи про своё увлечение альпинизмом.

— Впервые в горы я поехал 15 лет назад, и это разделило жизнь на «до» и «после», серьёзно. Дело в том, что горы — это то, что ты не видишь в повседневной жизни. И ты не можешь себе даже представить, какие они. И когда ты видишь это впервые, ты… как бы это сказать… ошеломлён.

Горы меняют взгляд на всё, буквально. Все предметы вокруг нас в городской среде расположены близко, даже если они большие, мы видим перспективу. А горы настолько огромны, что даже на большом расстоянии кажется, что они близко. И такие визуальные диссонансы что-то меняют в голове, появляется новый опыт, вдохновение.

Фото предоставлено героем

Наверное, это больше творческих людей касается, но часто после гор люди способны написать своё лучшее стихотворение, песню или картину. Что угодно! Это такой багаж, который расширяет кругозор и подталкивает людей на новые свершения.

— А что ты сделал после гор?

— Вся моя жизнь изменилась после гор. Если раньше я был сладким пирожочком, то после возвращения с гор стал… чуть менее сладким.

Я люблю приключения, хотя не люблю, когда что-то угрожает моей жизни. В горах я научился трезво оценивать риски от своих действий и объективно смотреть на свои возможности. Это полезно не только в альпинизме, но и в любой сфере жизни.

Следующий пост ещё интереснее: Юля и её Bulls Recreation Ground.

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!