Лайфхаки и гаджеты

Как ездить на велосипеде в дождь

Что делать и как одеваться, если на улице льёт, а ехать надо

Белорусская осень щедра не только урожаем картохи, но и дождями, и для многих горожан велосезон заканчивается в сентябре или октябре. Действительно, стоит признать, что кататься в дождь — удовольствие сомнительное. Если прогноз погоды обещает осадки, стоит подумать о другом транспорте. Но, если ваша тяга к велику сильнее непогоды, или вам необходимо куда-то поехать именно на велосипеде, а на улице льёт как из ведра, есть способы сделать поездку если не самой приятной, то, как минимум, терпимой и безопасной.

Как оборудовать велосипед для мокрой погоды?

Установите щитки

Даже если вы — ярый эстет, ценитель стиля «велосипедный минимализм» и считаете, что у велика должны быть только те детали, без которых он не может ехать, а подножка, звонок или корзинка — это «от лукавого», пересмотрите своё отношение хотя бы к щиткам. В дождь они помогут вам оставаться сухими и чистыми, насколько это вообще возможно в такую погоду.

Чем шире и длиннее щитки, тем лучше они защищают вас от капель воды и грязи, летящих из-под колёс. Более того, они защищают не только вас, но и того, кто едет прямо за вами или идёт мимо.

Не нравятся полноразмерные модели — установите быстросъёмные. Их можно использовать только при необходимости, а в сухую погоду снимать и ездить «по красоте».

В общем, не будьте занудой. Дождливая погода — тот самый случай, когда стоит поступиться своим чувством прекрасного и выбрать комфорт для себя и окружающих.

Включайте фонари

Дождь и солнце, а с ними и радуга — чудесное явление природы. К сожалению, довольно редкое в наших широтах. В большинстве случаев белорусский дождливый день — это мрачный день. Света и так мало, плюс вода с неба, и велосипедиста на дороге может быть плохо видно. В таких случаях не стесняйтесь включать фонари даже днём.

Чем лучше вы себя обозначите, тем более вероятно, что другие велосипедисты, водители машин или пешеходы увидят вас издалека. Чем лучше вас видно, тем меньше вероятности попасть в ДТП или сбить кого-то. Включите свет и езжайте спокойно.

Используйте подходящую смазку для цепи

Мы уже писали о том, как смазывать цепь велосипеда и какую химию для этого использовать.

Если вы обычно не катаетесь в дождь, выбирайте смазку для сухой погоды и просто ещё раз смазывайте цепь, если случайно попали под дождь и намокли. Для регулярных поездок в непогоду «сухая» смазка не годится — она растворима в воде, её буквально смоет с цепи, и вы будете ехать, скрипя металлом по металлу, как старая калитка. К тому же это изнашивает цепь и кассету.

Смазка для мокрой погоды более густая, чем для сухой, в воде не растворяется и защищает цепь от влаги и грязи во время поездки, а от ржавчины — после. Если планируете ездить каждый день в любую погоду, осенью имеет смысл использовать «мокрую» смазку.

Защищайте седло

Если придётся оставлять велосипед под дождём, например, на уличной парковке без навеса, есть простой и надёжный способ защитить от воды седло (и ваши штаны, и чувство собственного достоинства) — специальный непромокаемый чехол.

© brooksengland.com

Чехол компактный, в сложенном виде поместится даже в узкий карман или маленькую велосумку.

Дождевики для седла в разнообразных оттенках и вариациях можно купить на известном китайском сайте, в минских магазинах они тоже иногда встречаются.

Лайфхак

Велосипедисты — люди пытливого ума и большой смекалки. Некоторые догадались использовать вместо чехла для седла шапочку для душа или полиэтиленовые бахилы. А в случае экстренной необходимости подойдёт и обычный пластиковый пакет.

Какую экипировку надевать в дождь?

Отдавайте предпочтение мембранным тканям

Промокнуть и замерзнуть на ветру — проще простого, поэтому добавьте к своей повседневной велоэкипировке непромокаемую куртку или плащ-дождевик. Лучше всего подойдёт одежда из мембранных материалов, например, из Gore-Tex. Мембрана позволяет парам влаги выходить наружу, чтобы вы не потели, но не пропускает капли дождя внутрь, чтобы вы не промокли снаружи. Gore-Tex довольно дорогая технология, но сегодня существует несколько её аналогов у разных производителей с разным уровнем цен.

Крой моделей для непогоды специально разработан для максимальной защиты от «протечек»: удлиненная задняя часть, капюшон на застёжке, чтобы его не сдувало ветром, манжеты с резинками, чтобы вода не попадала в рукава. Качественная одежда шьётся с вентиляционными вставками под мышками или под клапаном на спине, чтобы тело велосипедиста не перегревалось во время движения.

Обращайте внимание на то, как обработаны швы. При сшивании деталей в ткани образуются отверстия от иглы, которые могут пропускать воду. Отлично, если швы будут не сшиты, а склеены, или дополнительно обработаны непромокаемой тесьмой.

Для долгих заездов в непогоду пригодятся штаны из ветрозащитной и водоотталкивающей ткани. Модели, специально разработанные для езды на велосипеде, сделаны из эластичных материалов или имеют крой, который не стесняет движений.

Колени — слабое место многих велосипедистов — можно дополнительно утеплить непродуваемыми наколенниками или гетрами. Для защиты рук купите ветро- и водозащитные перчатки из неопрена.

Держите ноги в тепле

Передняя поверхность бедер и ступни во время дождя намокают сильнее всего. Верхнюю часть ног защитят брюки из предыдущего пункта, а вот сохранить сухой обувь помогут непромокаемые чехлы. Они бывают из разных материалов: текстильные, неопреновые, силиконовые, пластиковые. Отличное решение, если дождь застиг врасплох.

Если у вас контакты, вам подойдут велобахилы из неопрена. Они надеваются поверх велосипедных туфель и не мешают пристёгивать их к педалям.

© giro.com

Используйте водонепроницаемые аксессуары

Если ездите в шлеме — а вы же ездите в шлеме, правда? — в дождь можно надевать под него велокепку из непромокаемого или мембранного материала. Во-первых, её козырёк дополнительно защитит от летящих в лицо капель, а во-вторых, голова останется сухой.

© gorewear.com

По аналогии с чехлами для седла есть и дождевики для шлема — съемные накидки из водонепроницаемой ткани.

© gorewear.com
Тем, кто сейчас подумал про шапочку для душа: в качестве SOS-средства она, конечно, сработает. Но каждый раз выезжать в ней, когда идёт дождь, наверное всё-таки не стоит — будете выглядеть, как городской фрик. Лучше купите специальный чехол для шлема.

Если вы только выбираете себе шлем, обратите внимание на городские модели: они закрытые сверху, а вентиляционные отверстия расположены только на лбу и на затылке. Для езды по улицам в дождь такой вентиляции достаточно, и голова не намокнет.

Если ездите в велосипедных очках, замените стёкла на прозрачные или в крайнем случае на светло-жёлтые. С более тёмными линзами лучше ездить в солнечную погоду, а в пасмурный день они только мешают.

Защитить от воды ноутбук или документы помогут сумки и рюкзаки из водонепроницаемых тканей. Многие повседневные модели имеют водоотталкивающее покрытие или отделение с проклеенными швами и пластиковыми вставками для защиты ценных вещей от влаги.

Сегодня можно найти водонепроницаемую одежду и чехлы практически для всего: техники, экипировки, элементов велосипеда и всего велосипеда целиком. Если в дождь вам не сидится дома, то экипируйтесь как следует, чтобы не промокнуть и не заболеть.

Мокрая дорога — как ездить безопасно?

Езду на велосипеде в дождь можно для простоты понимания сравнить с ездой на автомобиле по мокрой трассе. Так же ухудшается сцепление колёс с дорогой, так же увеличивается вероятность заносов и становится длиннее тормозной путь, поэтому вероятность упасть возрастает в разы.

Будьте особенно внимательны в первые минуты дождя. В это время вода создает на дороге тонкий слой из грязи и пыли, получается скользкая жижа, которая постепенно смывается в водостоки, но может успеть вам навредить.

Езжайте со средней скоростью, не гоните во весь дух — вы всё равно уже попали под дождь, так хотя бы не упадите сейчас.

Старайтесь тормозить заранее, потому что тормозной путь велосипеда в дождливую погоду увеличивается — колодкам нужно дополнительное время, чтобы сработать на мокрых и часто грязных тормозных дисках или ободах колеса.

Поворачивайте плавно, заранее немного снизив скорость и захватывая больший радиус. Если на повороте сухой трассы вы заложили бы эффектный вираж, почти коснувшись коленкой дороги, то на мокром асфальте вы рискуете улететь в кусты.

Объезжайте лужи! Вот так, с восклицательным знаком совет.

Никогда не ездите по лужам, если вода в них мутная и не видно дна.

В грязной воде вы можете не увидеть открытый люк, решётку водостока, мусор, палки, осколки стекла, камень или выбоину. Вы можете наехать на этот «сюрприз», упасть, покалечиться и испортить велик. Любите риск — сделайте рублёвый вклад на 30 лет, а шутить со здоровьем не стоит.

Не ездите вдоль края проезжей части. Во-первых, это запрещено ПДД, если рядом есть тротуар, а во-вторых, у бордюра во время дождя скапливается вода. Ехать придётся по лужам, рассекая волны, как крейсер. Ничем хорошим это не кончится.

Места в городе, где нужно быть особенно внимательными:

  • Линии дорожной разметки — часто они более гладкие, чем асфальт, так как нанесены густой краской или пластиковым составом, и в дождь становятся очень скользкими.
  • Трамвайные пути, люки и другие гладкие металлические элементы на дороге — тоже скользкие, когда мокрые.
  • Участки с опавшими на дорогу листьями, фруктами или ягодами — даже в сухую погоду на них легко поскользнуться и упасть, а в мокрую особенно.
  • Гладкая мраморная или гранитная тротуарная плитка — в дождь она превращается в настоящий каток, впору ставить таблички, как в отелях: «Осторожно, мокрый пол!»

Надеемся, что вас в поездках будет сопровождать только хорошая погода. Но если всё-таки нет, вы знаете, что делать.

Этот пост ещё интереснее: Таня и её электровелосипед Xiaomi QiCycle

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!