Люди

Максим и его Hoy Alto Irpavi

Мнение о людях в трико на городских улицах, контактной обуви и поездках на 1000 километров

Урбаноид

Изящный чёрный велик на одном из столичных проспектов Урбаноид заметил случайно. И не смог проехать мимо, не узнав в подробностях о нём и его владельце. Выяснилось, что это редкий, если не единственный в нашей стране, велосипед-британец, педали которого крутит 23-летний минчанин Максим.

Наш герой работает программистом в Profitero — платформе e-commerce аналитики. Он ежедневно ездит на работу на велосипеде, а также отдыхает и путешествует с помощью двухколёсного друга.

По словам Максима, велосипед в его жизни играет большую роль.

Максим

— На велике я давно, только раньше у меня был горник. Я каждый день катался, делал небольшие трюки, прыжки, ездил на заднем колесе даже тогда, когда вырос и рама стала мне мала. В общем, это всегда было моё.

Два года назад купил этот велосипед и теперь езжу на нём.

– Где покупал? Заказывал из-за границы?

– Нет, здесь, у знакомого с рук. Это б/у велосипед.

– Такого не встретишь в Минске. Что это за марка?

– Это HOY — британский бренд, созданный сэром Крисом Хойем — самым успешным велогонщиком Великобритании.

Моя шоссейная модель называется Alto Irpavi .003 2017. Очень лёгкая — весит всего 8.5 кг, и это с колёсами, со всем. Рама алюминиевая с гладкой сваркой.

Тут стоят: гидравлические дисковые тормоза, Shimano 105 везде, вилка полностью карбоновая, руль и обода алюминиевые, резина Contitental шириной 25 мм.

Кстати, все велосипеды Hoy каким-либо образом связаны с карьерой самого Криса Хойя. Например, Альто Ирпави — это название высокогорного велодрома, где гонщик побил мировой рекорд на 500 метров. Это ничего не значит для пользователя, просто интересный факт.

– Пересев с горника на шоссеный велосипед, ты сменил тип рамы, геометрию, посадку — всё! А значит сменил и тип катания. Почему?

– Я смотрел много видео, как в интернетах катаются. Мне очень нравились фиксы и культура, связанная с ними.

Мне хотелось скорости и эстетики, и я выбирал между фиксом и более универсальным его вариантом — шоссейным велосипедом. Остановился на шоссе, потому что исходил из практичности.

Плюс ко всему, мне тогда одногруппник предложил поехать в велопутешествие, а для долгой езды по дорогам шоссейный вел подходил как никакой другой.

– То есть ты купил его специально для путешествия?

– Скорее, это дало толчок к покупке, но идея зрела давно.

– И ты купил и сразу поехал?

– Сначала заказал велосумки для байкпакинга, и через три месяца мы поехали. Можно сказать, что подготовки у меня особо и не было.

– В чём разница между ездой на горнике и на шоссейном веле?

– Очень классный вопрос! По пунктам расскажу.

Первое и самое большое отличие в том, что шоссейник более жёсткий. Колёса жёсткие, ширина 25 мм с давлением 8 атмосфер — это вам не широкие покрышки с глубоким протектором и давлением в 1.5 атмосферы.

Жёсткая вилка плюс жёсткая геометрия рамы отражается на том, как ты едешь. Все усилия передаются на колёса сразу, нету потерь, как в случае с горными велами, где при каждом движении педалей вилка прожимается из-за амортизаторов и сама рама изгибается.

Жёсткость и в хорошем смысле и в плохом. В плохом — ты чувствуешь все кочки, нужно выбирать где ездить. А в хорошем — ты всегда будешь ехать быстрее, чем ехал бы на горнике. Быстрее и легче, с меньшими усилиями, значит и меньше устанешь.

Второе — вес. Шоссейник очень легкий, а это сказывается на скорости и на езде в подъёмах.

И третье — это форма руля. Баран короче прямых рулей, а так как велосипед ещё и лёгкий, тебе нужно сделать совсем небольшое усилие, чтобы повернуть. От этого велосипед более манёвренный.

– Про езду в городе что скажешь?

Могу с уверенностью сказать, что мой шоссейник полностью подходит для городской езды.

По плитке ехать терпимо, бордюры сейчас занижают повсеместно, в случае плотного грунта тоже можно проехать. С компромиссами, но это того 100% стоит.

– На проезжую часть выезжаешь?

– Если честно, когда только купил шоссер, мне хотелось драйва, скорости, к тому же насмотрелся видео… В общем, первый год да, на дорогу выезжал часто.

Но потом перестал. Накатался, видимо. Сейчас езжу там, где удобнее. Если машин нету — еду по проезжей части, если плотный трафик — еду по тротуару.

– А по велодорожке минской ездишь?

– Я каждый день езжу на велике на работу, но велодорожка мне не по пути, поэтому кручу по пешеходной части. Велодорожку использую просто для разнообразия, когда хочется отвлечься и отдохнуть.

Ещё в сторону Раубичей есть трасса, там тоже был.

– Давай про одежду и экипировку поговорим. Ты сейчас одет не в джерси и трико, а в обычную повседневную одежду. Ты всегда так ездишь?

– Да. Я даже скажу, что в условиях города вся эта экипировка профессиональных спортсменов кажется мне… пафосом что ли.

Экипировка не позволит ехать быстрее по улицам, она сказывается только на визуальной составляющей. Но я же не поеду в джерси, например, на работу.

Одеваюсь так, как мне удобно. Для городских поездок обычной повседневной одежды вполне достаточно, трико ни к чему.

Единственное, ношу шлем и контактную обувь.

– Шлем сразу купил вместе с велосипедом?

– Да. Я знал, что буду ездить быстро и по дорогам в том числе, поэтому сразу купил шлем.

Цена шлема относительно того, что может произойти без него, очень мала. Шлем должен быть.

А вот контакты купил не сразу. Сначала я ездил на туклипсах и мне казалось, что это круче обычных топталок. Говорил, что у меня супер-педали.

Потом поставил шоссейные контакты и теперь говорю, что лучше них ничего нет, с туклипсами не сравнить. Эффективность езды выросла, вырос комфорт.

– Рекомендуешь ли ты обычным горожанам ставить контакты?

– Не спортсменам, не заядлым велосипедистам — нет. А тем, кто ездит много и часто — наверное, да.

Бояться контактов не стоит, в них даже безопаснее, чем на обычных платформенных педалях. С обычных нога может соскользнуть на каких-нибудь бордюрах, ямках или кочках, можно упасть, а контакты этого не допустят.

– Что с собой возишь?

– Когда еду на работу, беру сменную обувь. Приезжаю, переобуваюсь и иду в офис.

Ещё замок. У меня здоровенный и тяжеленный Ю-лок Kryptonite, поэтому его я беру с собой только два раза в год: весной приезжаю с ним к зданию, где работаю, и оставляю пристёгнутым к перилам парковки, пользуюсь в течение сезона, а осенью забираю домой, когда перестаю ездить на велосипеде.

Зимой я не езжу. Во-первых, это небезопасно из-за абсолютно гладкой резины покрышек, а во-вторых, мне просто неприятно ездить в мороз. Мёрзнет лицо, руки. Зачем ездить, когда некомфортно?

Если по городу кручу, ничего больше с собой не беру. Если подальше поездка — у меня всегда с собой мультитул, запасная камера, монтажные лопатки и насос.

– Расскажи про свои велопутешествия.

– Начну с малого — с поездок выходного дня. Так мы ездили с другом на Вилейское водохранилище, это 80 км туда-обратно.

Ещё были на Голубых озёрах под Слуцком, где знаменитые белорусские меловые карьеры с голубой водой. Путешествие получилось на 2 дня и 160 км в одну сторону. Взяли палатки, горелку и другие туристические штуки в сумки, погрузили на велы и поехали. Переночевали там — и домой. Ехать по трассе было очень комфортно, обочины широкие.

Фото предоставлено героем

Был интересный момент: один участок пути — километров 40 примерно — мы проехали за трактором с прицепом. Он тарахтел со скоростью 30 км/ч, а мы пристроились за ним. Удобно, хорошая скорость, безопасно, ехали и отдыхали.

Поездка по Европе — пока моё самое большое путешествие, для которого отчасти и покупался велосипед. Ездили втроём с моими друзьями в Париж и через Бельгию в Амстердам.

Из Минска до литовской границы нас подбросили на машине. Дальше до Вильнюса мы на велосипедах доехали и улетели в Париж. Оттуда за 10 дней проехали около 1000 км.

Оставались ночевать у людей, которых нашли через WarmShowers — это платформа типа CouchSurfing, только для велосипедистов. Ночевали бесплатно, все велосипедисты, все старались помочь, интересно общались — в общем, было круто!

А обратно на поездах и автобусах с кучей пересадок возвращались в Беларусь.

– Ты тогда был совсем новичок в велотуризме. Какие получил впечатления?

– Это было умеренно тяжело. Но, если бы я поехал на горнике, было бы тяжелее. У нас маршрут пролегал в основном по дорогам, хотя и были участки где-то по лесу, где-то по песку, но они стоили того, чтобы большую часть пути по дороге ехать быстро и комфортно.

– Можешь сравнить Минск с европейскими городами, которые ты видел?

– Культура велосипедная там гораздо сильнее развита. Каждый встречный велосипедист обязательно поздоровается, поприветствует тебя, улыбнётся, махнёт рукой. Там это повсеместно.

Нидерланды — это вообще велосипедная Мекка. Если, например, Минск загружен машинами, то Амстердам загружен велосипедами. Там стоянки на сотни и тысячи великов, а машин относительно мало. Путешественников много, много электробайков.

Фото предоставлено героем

Причём в Европе отношение к велосипедам скорее утилитарное. Человек с хорошим достатком может ездить на ржавом древнем велике, потому что ему удобно и просто нравится. У людей нет желания подчеркнуть свой статус с помощью велосипеда или дорогой экипировки. К великам относятся как к части повседневной жизни, очень просто.

Европа в плане велосипедов — это Минск лет через 30. Там много велодорожек прямо на проезжей части, они выделены цветом и отделены от машин. Водители тебя уважают, пропускают, не сигналят.

– Чего тебе как велосипедисту не хватает в Минске?

– Мне не хватает наземных переходов. У нас очень много подземных, хотя на их месте можно было бы легко сделать поверхностный переход. Там, где переход подземный, велосипедисту доступно два варианта: спешиваться и спускаться, таща велик на себе, или ехать по проезжей части, а на больших перекрёстках это часто неудобно.

Ещё у нас многие велодорожки выложены плиткой, это всегда вибрации, поэтому хотелось бы, чтобы был гладкий асфальт.

И велостоянок хотелось бы побольше и хорошего качества. А то, бывает, приезжаешь в магазин, а там либо нет парковки вообще, либо три низеньких рамочки стоят — только колесо пристегнуть, да и то неудобно.

– Кстати о магазинах. Покупаешь что-нибудь велосипедное в Беларуси?

– Нет, абсолютно ничего. Я покупаю онлайн в европейских интернет-магазинах. Там выбор огромный, и я уверен в качестве.

В наших магазинах нет нормального ассортимента, в основном только низкокачественные товары по завышенным ценам.

Я бы покупал запчасти и аксессуары в Минске, если бы цена была сравнима с европейскими ценами, которые ты получаешь с доставкой, и если бы я мог купить оригинальные комплектующие, действительно качественные и те, что нужны именно мне.

Например, я хочу купить оригинальные колодки, сделанные специально для моих тормозов. А в Минске мне придётся купить колодки только похожие на мои, подпиливать их и ставить как-то.

– У тебя есть велосипедная мечта?

– Есть небольшая. Так как я люблю эстетику фиксов, я бы хотел сам собрать себе фикс как второй велосипед в дополнение к моему нынешнему.

Заменить фиксом основной велосипед будет непрактично, а вот получить его как второй — красивый, эстетичный, полностью для меня — да, хочу.

И хочу повторить велопутешествие, но уже по другим странам. Это очень классный опыт.

Следующий пост ещё интереснее: Место работы: MonkeyFood.

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!