Своими глазами

Festka: люксовые велосипеды из Чехии с частичкой Беларуси

Роботы, космические технологии и персональный консьерж

Festka

Festka — чешский производитель карбоновых и карбоново-титановых велосипедных рам. Эта небольшая компания с офисом в Праге создаёт велосипеды класса люкс по индивидуальным заказам, сравнимые по цене с новым автомобилем. Среди клиентов есть крупные бизнесмены и мировые знаменитости, среди партнёров — Европейское космическое агентство и производитель композитных материалов для известных автостроительных компаний, а среди сотрудников — белорус Егор Ивашко. Он рассказал Урбаноид о своей жизни в Чехии и работе в Festka.

Егор уехал из Беларуси 10 лет назад. По его словам, он мечтал учиться за границей, и сначала выбрал Вильнюс, потому что тот близко от его родного города — Минска. Но потом, по совету знакомых, решил остановиться на Чехии. Выбор герой объяснил тем, что страна красивая, расположена недалеко, а чешский язык легко выучить — он похож на белорусский.

Егор Ивашко

— Сначала год нужно учить язык, потом на общих правах с чехами можно поступать куда угодно, образование на чешском языке бесплатное. У меня было две специальности: энвиронменталист (эколог, если проще) и HR.

Потом был стандартный жизненный путь, как и у большинства людей, наверное: универ, работа. Здесь если есть знание английского, русского и чешского языка, всегда можно найти работу в международной компании, в клиентском сервисе, в продаже.

После учёбы я работал в разных международных компаниях, где продавал продукт, который мне не был близок по духу. Например, в HP это были компьютеры и принтеры, в Motorola — радиостанции и Wi-Fi-решения, а в американской компании EBSCO — подписки на базы данных. Все эти продукты мне были не близки, а велосипеды я любил всегда.

— Как велосипедист велосипедисту: есть ли разница между Чехией и Беларусью?

— Безумная, безумная разница! Я слышал, что в Минске есть велодорожка длиной около 25 км и был приятно удивлён. Что касается Чехии, то здесь есть велодорожки, но можно ездить и по проезжей части, чему я очень рад. Это же логично, что по тротуарам нельзя ездить, ведь велосипед может развивать большую скорость.

Беларусь плоская, а в Чехии холмистая местность, и это рай для шоссейного спорта. Самый кайф — сначала заехать на гору или холм, а потом со свистом в ушах оттуда съехать. Плюс вокруг красивые виды, природа, замки. Всего 15-20 минут — и ты уже за Прагой, трафик автомобильный маленький, инфраструктура отличная, много баров, где можно остановиться и выпить чешского пива.

© Festka

Тут много различных велосипедных мероприятий проводится, как профессиональных, так и любительских. Едешь и точно знаешь, что хоть одного человека на «шоссере» ты встретишь. Тут принято приветствовать друг друга по дороге, все здороваются, клубов тематических много, можно ездить группами по 20-30 человек.

— А городское велодвижение интенсивное?

— Прага не автомобильный город, несмотря на то, что это город-миллионник. Много узких улочек, брусчатка, исторический центр большой, поэтому туда на машине лучше не соваться.

Но чтобы не было иллюзии, скажу: в Праге не так, как в Амстердаме или Копенгагене, где пробки из велосипедистов, а не из машин. Но многие люди используют велосипеды как транспорт, развит комьютинг, есть сеть велошеринга с ярко-розовыми великами — заметными, чтобы не крали. Можно часто увидеть каких-нибудь хипстеров или офисных работников, которые едут на шеринговых велосипедах в бар или спешат на работу.

Понятно, что в Италии, где велоспорт — часть национальной культуры, всё это ещё более развито, но Минску точно есть чему поучиться у Чехии.

© Tom Hnida

— Как ты попал в Festka?

— Когда я уволился с предыдущей работы и искал новую, бывшая коллега сказала: «Почему бы тебе не написать в Festka?»

Никаких вакансий на их сайте не было, поэтому я просто написал им письмо, где рассказал, что очень люблю велосипеды и имею опыт в продажах. Готов чуть ли не полы мыть, лишь бы быть поближе к великам. И, к счастью, мне ответили и пригласили на собеседование. Оказалось, им как раз нужен был специалист по работе с клиентами, и меня взяли.

© Festka

— Компания большая?

— Нет, всего человек 20, это именно те, кто работает в главном офисе в Праге и других городах на производстве. Сотрудников компаний-партнёров я не считаю.

— О своих велосипедах вы говорите как о «маленьком технологическом чуде с уникальным дизайном, созданным по индивидуальному заказу». Настоящий haute couture!

— Да, всё верно, но такой компания была не всегда. Ей 10 лет, и начинала она с производства фиксов. Само название в чешском велосипедном сленге означает фикс.

В Чехии, в Европе и в мире был бум на фиксы в 2010 году, когда компания и была образована.
© Festka

— Мой шеф Михал Моурэчек — бывший профессиональный велоспортсмен. Он был серебряным медалистом чемпионата мира и неоднократным чемпионом Чехии на треке и на шоссе. В 26 лет он закончил профессиональную карьеру и 4 года вообще не притрагивался к велосипедам.

На 30-летний юбилей родные Михала решили сделать ему подарок — велосипед мечты, любой на его выбор, цена не важна.

За свою карьеру он успел попробовать практически все бренды, и удивить его было сложно. Единственное, на что он был согласен — это кастомный велик с материалами, дизайном и компонентами, отвечающими его вкусу. Он начал искать компании, которые способны это сделать, но таких не оказалось.

© Festka

Однажды Фердинанд Порше искал идеальную спортивную машину и решил построить её сам, когда не нашёл. Также и Михал решил сам сделать идеальный велосипед.

Он объединился со своим давним другом Ондржеем Новотным, который стал его бизнес-партнёром, и они вдвоём основали компанию Festka.

Примерно так же, как Apple, IBM и HP, Festka начиналась в гараже на юге Праги. Первые рамы не были карбоновыми — тогда карбон ещё не был так популярен и доступен. Это были стальные, алюминиевые и титановые фиксы, делали тогда и MTB, и городские велики.

Сейчас ассортимент изменился, в портфолио только шоссейные, гравел и трековые велосипеды — всего 5 моделей:

  • Scalatore — топовая модель в портфолио, самая комфортная и самая лёгкая
  • Spectre — самая жесткая модель в версиях для трека и шоссе
  • One — универсальный шоссейный велосипед, модель начального уровня, подходящая, например, для длительных поездок
  • Doppler — шоссейный велосипед с рамой из комбинации титана и карбона
  • Rover — гравел, подходящий для байкпакинга
Festka Rover  |  © Festka

— Чем отличается ваша технология производства от технологии производства массовых производителей?

— Несмотря на то, что мы говорим о наших изделиях как о hand made, у нас намного больше роботизации, чем у велосипедов массовых брендов. Например, наши карбоновые трубы для рам наматываются роботом, а сборка происходит вручную.

© Festka

Даже известные производители карбоновых рам имеют производство в Китае или других азиатских странах. Карбон там не наматывается непрерывным волокном, как у нас, а состоит из множества маленьких кусочков, запекаемых в форме.

У наших роботов не бывает плохого настроения, они не приходят на работу после ссор в семье и не делают ошибок. У монококовых рам массовых производителей помимо ошибок человеческого фактора присутствуют такие недостатки, как процесс деламинации карбона (отклеивания слоёв друг от друга) и остаточные воздушные пузырьки, которые процессу расслаивания и способствуют.

— Но почему всего пять моделей? Почему не любой каприз за деньги покупателя, ведь это всегда индивидуальный заказ?

— С помощью разных компонентов из одной и той же рамы можно получить разные велосипеды в итоге. Кто-то закажет себе колёса за тысячу евро, а кто-то за несколько тысяч, и это будут два разных велика по внешности и по поведению.

Да, у нас всего 5 моделей, но число вариантов оформления бесконечно, в нашей палитре 16 000 цветов. Также стоит учесть 24 стандартных размера каждой модели. Ни один производитель в мире не имеет такого числа стандартных — я подчёркиваю — стандартных размеров. Обычно это 5-6 от XS до XXL. А помимо 24 размеров, мы способны сделать раму и кастомного размера под конкретного человека.

Но мы не специализируемся, например, на горных велосипедах не только поэтому, есть ещё одна причина. Мы находимся в люксовом сегменте рынка, и именно шоссейный, а не MTB спорт стал люксовым.

Плюс для меня лично и, думаю, для большинства моих коллег и наших клиентов горный велоспорт не предполагает такой эстетики, какая есть у шоссейного: асфальтированные серпантины, остановки на кофе с живописным видом, дорогая красивая велоформа — и всё это на фотографиях в Instagram.

MTB со своим экстримом, лесными дорогами, камнями, корнями и грязью, не в обиду коллегам, нам не так близки.

© Festka

Шоссейный велоспорт становится вторым гольфом — спортом богатых людей. Бизнесмены из крупных корпораций могут выехать на шоссейную велопрогулку, во время которой будут общаться и обсуждать дела. К тому же классным велосипедом можно подчеркнуть свой статус. Горный велосипед — это всё же эдакий внедорожник, который уступает в эстетике изысканному купе Ferrari.

Плюс можно заказать уникальный дизайн ручной работы.

Например, одна из наших последних ярких работ — это «фарфоровый» велосипед для коллекционера старинного фарфора из Тайланда за €35 000.
Велик за €35 000  |  © Jan Krofta

Велосипед был раскрашен полностью вручную чешским иллюстратором и дополнительно украшен 24-каратным золотом. Работа заняла 13 месяцев, все элементы росписи были созданы специально для заказчика и согласованы с ним. Каждый рисунок символизирует какой-то этап или часть жизни владельца.

Несмотря на то, что велосипед выглядит как произведение искусства, он покрыт прочным защитным лаком и может — и будет — использоваться по прямому назначению. Его владелец планирует на нём ездить, и это круто, что велосипед не будет просто висеть на стене. Тем более заказчик выбрал модель Spectre — самую жёсткую, самую спортивную в нашем ряду, она будет реально гонять.

В общем, несмотря на 5 моделей, вариантов кастомизации бесконечное множество, и каждый заказчик получает уникальный велосипед.

— Во сколько покупателю обойдётся такая уникальность?

— Цена рамы начинается от €4 000, целого велосипеда — от €6 000 и может доходить до €40 000. Всё зависит от пожеланий заказчика.

© Ondrej Kinkor

— Это правда, что с каждым клиентом работает персональный консьерж?

— Да. Это человек, который ведёт общение с заказчиком в течение всего процесса работы над велосипедом. Если по-простому, то это я, специалист по работе с клиентами.

Мы используем слово «консьерж», потому что это люксовый сегмент, к которому у людей есть определённые… не требования, а скорее ожидания. Нам нужно удерживать wow-эффект, пока владелец не получит свой заказ. А у многих клиентов не один, а несколько наших велосипедов, и каждый раз нужно чем-то удивлять.

© Festka, William Gil

Мы обсуждаем посадку и дизайн, присылаем фотографии производства рамы на разных этапах: вот трубки для рамы, вот рама до покраски, а вот, посмотрите, она уже после. Мы подстраиваемся под часовую зону клиента и готовы обсуждать заказ столько, сколько потребуется.

Задача консьержа — оказать максимально качественный персональный сервис и предоставить в итоге то, что человек ожидает получить и даже больше. Качество, достойное Festka.

Мы, например, никогда не опускаемся до уровня базовых линеек компонентов у известных производителей. У Shimano есть линейка 105, потом Ultegra, потом Dura-Ace. Так вот 105 мы не используем на наших велосипедах, это как на Bentley поставить «Белшину» или типа того.

© Festka

Мы объясняем это клиентам и рассказываем, почему рекомендуем выбрать одно, а не другое. Мы заботимся о клиентах и после того, как велосипед готов, это естественно.

— У всех ваших моделей говорящие названия. Это тоже часть философии бренда?

— Да, так работает люксовый сегмент. Люди хотят покупать не просто вещь, а вещь с концепцией, с историей, стоящей за ней.

Хороший пример — модель Doppler. Её название — прямая отсылка к эффекту Доплера, где связаны звук и скорость объекта. На титановых частях рамы видны круги, которые иллюстрируют этот эффект. Плюс сам профессор Доплер преподавал в Пражском университете, что дополнительно связывает наш продукт с Чехией и наполняет модель ещё одним смыслом.

© Festka

Или другая наша модель — Scalatore. Это слово переводится с итальянского как «альпинист». Модель лёгкая, вес рамы всего 740 г, вес целого велосипеда даже с дисковыми тормозами может достигать всего 5.6 кг. Его выбирают те, кто любит горы, а именно любит «пострадать», въезжая в крутые подъемы. Разумеется, велосипед подойдёт и для равнины, но изначальный концепт был именно такой, «горный».

Festka Scalatore  |  © Festka
© Festka

В каждой нашей модели есть не только очевидная функциональность, но и идея, концепция, философия, если так можно сказать.

— Как создаётся новая модель?

— Опустим стандартные этапы рождения нового продукта, когда собирается команда и придумывает, какую модель выпустить, исходя из спроса на рынке.

Когда становится ясно, что мы хотим получить, мы меняем то, что у нас уже есть. Объясню.

Например, у нас есть модель One со средней жёсткостью и средним весом рамы, а надо нам получить более жёсткую модель с меньшим весом. Для этого у рамы One мы меняем или угол намотки карбонового волокна, или толщину слоёв трубок, или их диаметр, чтобы получить нужные свойства новой модели.

© Festka

Карбоновое волокно поставляется из разных стран, в основном из Японии и Франции. Трубки из него наматываются в Чехии, у компании Compotech, которая делает карбоновые детали для автомобилей известных мировых брендов, автоспорта, для яхт — в общем, известный производитель.

Каждая трубка — это буквально отдельная трубка, её можно отправить на тестирование или использовать для сборки рамы.

© Festka

Сборка происходит в пражском сборочном цехе. У нас есть свой штатный дизайнер, свой цех покраски, мы ничего не делаем на стороне.

Никогда велосипеды Festka не будут делаться в Азии, только в Чехии.

У нас 5 уровней контроля качества, поэтому ни одна пылинка на красочном слое не останется незамеченной, и всё будет исправлено.

— Почему такое большое внимание вы уделяете тестированию?

— Робот для намотки труб можно купить и поставить хоть дома, но как узнать, как поведёт себя рама в разных условиях, как будет реагировать на разные нагрузки, на изменения температуры? Для этого мы проводим многочисленные, даже многолетние тесты.

© Festka

Различные воздействия, давление, скручивание, изгиб — тысячи попыток, чтобы понять, где у детали лимит и требует ли она доработки. В цену наших рам заложена большая часть инвестиций на исследования карбона.

Несмотря на то, что некоторые модели у нас довольно давно — например, модель One в каталоге с 2015 года — мы постепенно улучшаем состав и структуру труб рамы.

Festka One  |  © Festka

Клиент может не видеть изменений в дизайне, ведь у нас всегда классические круглые трубки, но качество смолы, карбона, технологии может меняться в лучшую сторону. Наши тесты бесконечны, и улучшение тоже бесконечно.

Мы сотрудничаем с Чешским техническим университетом, с немецкой лабораторией EFBE, с Европейским космическим агентством, чтобы всесторонне изучить и протестировать наши рамы.

© Festka

— Понятно, почему это нужно вам, но почему это нужно таким серьёзным организациям?

— Все удивляются, да. Дело в том, что карбон, как и многие другие материалы, изначально создавался для использования в космической отрасли: спутники, ракеты, панели самолётов и так далее.

Чтобы протестировать, как поведёт себя карбон в тех или иных условиях, нужно создать ракету, запустить её, уничтожить и сделать выводы, потратив миллионы долларов только на один такой тест. Невозможно делать ракеты и уничтожать их, это дорого, а сделать раму и «убить» её — вполне.

Поэтому Европейское космическое агентство создало бизнес-инкубатор, в котором поддерживает проекты и начинания, связанные с космической отраслью. Festka — идеальный партнёр для улучшения их разработок. Благодаря нашим тестам на рамах они получают информацию, которую используют для своей работы, а мы с их помощью создали две наши рамы: для моделей Spectre и Scalatore.

Festka Spectre  |  © Festka
Festka Scalatore  |  © Festka

Можно сказать, что наши велики связаны с космосом.

— Если я захочу купить ваш велосипед, сколько пройдёт времени прежде чем я смогу сесть на него и поехать?

— Стандартный срок — 3 месяца, если заказать у нас только раму. Если велосипед целиком, то срок может увеличиться до 5 месяцев, всё зависит от наличия нужных компонентов у поставщиков. Если потребуется какая-то ручная работа, как в случае с «фарфоровым» велосипедом, то срок, конечно, ещё возрастёт.

— Все велосипеды делаются под индивидуальные параметры заказчика. Как вы, работая в основном удалённо, определяете нужный размер рамы и геометрию?

— Идеально, если клиент может предоставить свой bike fit. Если нет, тоже не проблема, мы попросим измерить его текущий велик и основные анатомические показатели: длину рук, ног. Этого достаточно, чтобы создать индивидуальную геометрию рамы, наш профессиональный байкфиттер способен это сделать.

Повторюсь, у нас 24 стандартных размера для каждой модели, поэтому совсем не факт, что потребуется какая-то кастомная геометрия. Но если надо, то это всего лишь €300 доплаты. Если клиент готов заплатить за велосипед тысячи, то дополнительные €300 за индивидуальную геометрию стоят того.

В любом случае, даже если какие-то недочёты посадки проявляются в процессе эксплуатации велосипеда, они небольшие, и их можно скорректировать минимальными усилиями: изменением длины выноса, шатунов, заменой седла и так далее.

— Говорят, что карбоновую раму достаточно легко сломать. Это правда?

— Наша технология производства труб максимально ограничивает риск возникновения трещин и других повреждений рамы. Трубы Festka состоят из непрерывного карбонового волокна, намотанного, словно нитка на катушке. Когда наша карбоновая рама получает нагрузку, она её распределяет по всей длине волокна каждой трубки, поэтому риск трещин крайне мал.

© Festka

У велосипедов массового производства рама состоит из множества кусочков карбона, которые с течением времени имеют тенденцию расслаиваться, происходит деламинация, и повредить такую структуру гораздо проще.

Но всё случается, сломать можно всё. Если наш велосипед попал в ДТП и рама треснула, всегда можно заменить отдельную трубу и получить по сути новую раму. У массовых производителей придётся либо менять раму целиком, либо ремонтировать — наклеивать поверх новые слои карбона, но трещина всё равно внутри останется.

— Сколько велосипедов Festka продается в год?

— Примерно 250-300.

— И кто эти счастливчики? Какой портрет типичного заказчика?

— Это состоятельный человек 40-50 лет и старше, мужчин среди клиентов больше, чем женщин. В Чехии мы продаём только примерно 5% наших велосипедов, основной рынок в Азии: Китай, Япония, Сингапур, Филиппины. На втором месте Северная и Южная Америка, потом Европа.

Также не могу не сказать о том, что у нас есть и известные люди в списке клиентов. Например, актёр Орландо Блум любит велосипеды и у него есть Festka. Он иногда живет в Чехии во время съёмок здесь в сериале и участвует в наших покатушках.

Орландо Блум – счастливый обладатель велосипеда Festka  |  © Егор Ивашко

Мы любим такие проекты, потому что это и с точки зрения маркетинга выгодно для компании, и просто является подтверждением того, что Festka означает самый высокий уровень качества и сервиса.

А ещё на недавних II Европейских играх, которые проходили в Минске, спортсменка из Чехии на велосипеде Festka взяла серебро в одной из дисциплин.

— Есть ли у вас покупатели из Беларуси?

— Наверное, я единственный в мире белорус, у которого есть Festka.

Я с детства езжу на велосипеде, но только как любитель, никаких соревнований. Начинал на белорусских «Аистах», а потом были разные горные модели.

Уже тут в Чехии у меня был MTB, я и просто так катался, и на работу ездил, но потом продал и купил себе шоссейный велосипед. Это был итальянский алюминиевый Bianchi, на нём я начал приобщаться к шоссейному велоспорту фактически с нуля. А потом появился Festka Doppler с электронной трансмиссией и групсетом от Campagnolo.

Festka Doppler  |  © Festka

— Как ты к этому пришёл?

— В прошлом году меня пригласили к себе основатели бренда и сказали: «Мы хотим подарить тебе служебный автомобиль», то есть раму Doppler за €7 000. Узнали предпочтения по компонентам, конечно. В общем, езжу на нём.

— Наверное, излишне спрашивать, доволен ли ты?

— Очень доволен! Мы всё делаем под заказ, готовых моделей практически нет, буквально пара штук, которые мы держим для тестовых поездок, для фото, для демонстрации журналистам и так далее. И у меня была возможность попробовать разные модели, но Doppler — один из моих фаворитов, и я влюбился в него с первого взгляда.

© Festka
© Festka

Нравится, как сочетаются титановые и карбоновые детали. Титан холодный, с голубоватыми кольцами, символизирующими эффект Доплера, и тёплый приятный на ощупь карбон с видимой текстурой. Сочетание выглядит дорого, «люксово», к тому же на пражской брусчатке титан работает отлично и гасит вибрации.

— Круто! Есть теперь к чему стремиться?

— Конечно! В планах компании — представить новую, шестую по счёту модель Mach. Это будет первый в мире кастомный триатлоновый велосипед.

Огромный потенциал скрыт в женской аудитории. Если поискать в Instagram по тегу #festka, можно найти много девушек, особенно в странах Азии, но и в Европе популярность растёт. Мы планируем направить усилия на создание контента по этой теме.

© Festka

Будет больше контента на разных языках: немецком, чешском, вероятно, испанском, чтобы расширить локальные рынки.

А в моих планах — продолжать работу в Festka. Иногда я сам себе напоминаю, что по статистике я вхожу в 15% людей на земле, которые работают в той сфере, которая является их хобби.

© Егор Ивашко

Когда ты искренне любишь и понимаешь продукт, который продаёшь, ты можешь заниматься этим вечно. Это большое счастье. Я безумно рад и благодарен за это компании. Переведу эту фразу моим шефам 😉

Этот пост ещё интереснее: Как оставаться в форме и не заплыть жиром за зиму

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!