Своими глазами

Колобайк 2020: новые электровелосипеды, новые цены и новый софт

Когда заработает шеринг, как изменятся тарифы, что происходит с приложением и в каких городах ждать прокат

Урбаноид

Минчанам сервис уже знаком — вот-вот на город нахлынет вторая жёлтая волна. Но мало кто знает, что происходит с прокатным транспортом в межсезонье, где и как он зимует и обслуживается. Урбаноид побывал в штаб-квартире Колобайка, увидел всё своими глазами и расспросил директора компании Вадима Осипчика о том, что ждёт всех нас в новом сезоне.

Техобслуживание и последствия вандализма

– Расскажите, пожалуйста, чем занимался Колобайк зимой?

– Мы активно готовились к следующему сезону: обслуживали транспорт, готовили новое программное обеспечение, исправляли ошибки — в общем, старались стать лучше.

Вадим Осипчик

– Давайте обо всём по порядку поговорим. Начнём с велопарка: что изменилось в велосипедах с тех пор, как они ушли на покой прошлой осенью?

– Они стали лучше. В прошлом сезоне, из-за нехватки времени, мы проверяли только основные функции, связанные с безопасностью движения. В более глубокие настройки не лезли. В основном — подкручивали руль, седло или педали. А в этом сезоне на улицы выйдут велосипеды, каждый из которых был осмотрен, разобран, перебран и настроен. Можно сказать, что сейчас они даже в лучшем состоянии, чем были.

– Обслужены были все велосипеды из вашего парка?

– Да, все 3000 штук, все до единого. Более того — всё было каталогизировано, переписано, все неисправности и выполненные работы записаны, на каждый велосипед заведён паспорт. В общем, очень большая работа была проделана нашими техниками, если оглянуться назад.

Мастерская

– Сколько человек в команде?

– Пять. Работа шла посменно, по графику. На всё про всё ушло почти пять месяцев.

Когда мы только начали работать, ремонтировали технику буквально на земле, на асфальте. Позже сделали специальный станок для ремонта, и стало в разы быстрее и удобнее. Его, кстати, сделал Михаил — начальник технической службы, это его изобретение.

Михаил

– Ну, не совсем изобретение, – улыбается Михаил. — Скорее просто максимально удобный для нас стенд. Есть заводские модели стендов, но они универсальные, а этот подходит именно под наши электро- и обычные велосипеды. Поставил, колесо зажал — и готово, можно работать.

– У нас все ребята — фанаты велосипедов, – продолжает Вадим. — Все любят свою работу и отлично её делают.

Например, когда Миша приходил устраиваться на работу, мы пообщались, он мне понравился, и я его взял. А потом летом увидел, что у него на плече татуировка в виде велосипедной звезды. «Миша, — говорю, — если бы ты ко мне пришёл и просто молча её показал, я бы тебя сразу взял, без разговоров!»

В общем, команда у нас отличная. Все велосипеды уже готовы, немного самокатов осталось привести в порядок — и мы готовы начинать сезон.

– Давайте о вандализме поговорим. Наверняка это больная тема для любого шеринга.

– Я хочу сказать на эту тему! – вызывается Михаил. — В Минске сразу после появления нашего сервиса были буквально единичные случаи издевательств над велосипедами. Транспорт оставили в мусорном баке, на дереве и на козырьке подъезда. Про это уже знают, наверное, все.

Эти случаи так распиарили, на них так заостряли внимание различные СМИ, что могло сложиться неверное представление о ситуации в целом. На самом деле у нас всё в порядке.

– Да, Минск — хороший город, – продолжает Вадим Осипчик. — Единственный из ряда вон выходящий случай был, когда велосипед просто сожгли. Поразительно! Даже не могу представить, о чём думал этот человек. И это же труд какой: подготовить всё, принести велосипед, разложить костёр… Столько усилий — и для чего?

Из случаев мелкого вандализма стоит назвать кражу сёдел, хотя кому они могли понадобиться? Они же копеечные! Причём их трудно снять — так специально сделано, что сёдла не достаются — так их просто спиливали ножовкой.

Любопытно, что минский вандализм отличается от брестского.

В Бресте люди… не знаю, даже, как это качество назвать… основательные, что ли. Если вред велосипедам причинялся, то только с пользой для себя — что-то скрутить, что-то забрать. А в Минске вандализм «творческий» — люди хотели просто поломать, без какой-либо выгоды. И ещё могли сфотографироваться на этом фоне и за это получить срок. Такое развлечение, видимо.

В основном такие случаи выявлялись через социальные сети. Представьте: человек бросает в реку велосипед и опубликовывает «подвиг» в Instagram. Всё ради хайпа. Потом удаляет, но к тому времени нам уже 10 человек сообщает об этом.

– Чем такие случаи закончились?

– Всего за прошлый год было заведено около 15 уголовных дел по поводу кражи и порчи велосипедов, и каждое выиграла наша компания.

Особенно были громкие дела, когда люди портили велосипеды, снимали видео и выкладывали в социальные сети. Одному из таких дали условный срок, другому — три года, потому что у него уже имелся богатый «послужной список». Это оказалась последняя соломинка, которая переломила хребет верблюду.

Было 4 велосипеда, которые мы уже считали потерянными. Они пропали с радаров, и мы не смогли их найти в конце сезона. Оказалось, что они лежали на дне реки. Когда городская служба чистила дно, нашла их и нам вернула. Причём последний такой нашёлся весной, в марте — всю зиму пролежал.

В итоге, если брать в процентном отношении, в Минске всё получилось вполне по-божески — потери составили меньше 1% от общего числа велосипедов.

– Это лучше, чем в других странах?

– Да, в других страна всё намного хуже. Во Франции, например, вообще творится кошмар. В России показатель потерь от вандализма держится на уровне 6-7%, а в некоторых городах и до 12% доходит.

Интересно, что есть и уникальный город — Рязань. Там сколько велосипедов привезли в начале сезона, столько без единой царапинки в конце сезона и убрали. Ни одной кражи, ни одной поломки. Россияне сами в шоке! Но есть и обратный пример — Волгоград, где байкшеринг пришлось закрыть из-за вандализма.

– Что у велосипедов в Минске чаще всего страдало, что пришлось чинить?

– Больше всего было, конечно, общего техобслуживания: дожимались винты, настраивались тормоза, подтягивались тросы, натягивалась цепь. Где необходимо, мы регулировали систему переключения передач, но это реже.

Из поломок самыми частыми были разбитые задние фонари — мы их заменили. Ещё педали были погнуты — их выпрямили. В общем, это всё.

– Что-то из деталей велосипеда свой ресурс выработало за первый сезон?

– Нет. Эта модель сделана специально для проката, поэтому рассчитана на эксплуатацию около 2-3 лет без какого-либо вмешательства. Вообще велосипед оказался очень крепким, прочным. Конструкцией мы довольны.

– Какой пробег за сезон в среднем у одного велосипеда получился, считали?

– Это наша недоработка — пробег был очень неравномерным. Из-за недостатка программного обеспечения мы не могли оценить каждый велосипед, и некоторые совершали по 180 поездок, а некоторые — всего по 10.

Теперь такого не будет, будет постоянный контроль. Если какой-то велосипед где-то долго стоит или в целом мало ездит, нам поступит сигнал, и можно будет приехать, забрать и поставить в то место, где он будет пользоваться спросом.

Новинки сезона 2020

– Давайте к точным цифрам перейдём. Что будет доступно минчанам в 2020 году?

– Будет 3000 велосипедов, 300 электровелосипедов, 230 самокатов старого типа, который уже знаком горожанам по прошлому сезону, и ещё 430 самокатов нового типа.

У новой модели самоката будет намного мощнее двигатель, хотя будет и ограничение скорости — 25 км/ч. Но главное его достоинство — это рессоры, гасящие вибрации. Можно будет комфортно ездить хоть по брусчатке, хоть по колдобинам.

К сожалению, из-за последних событий с коронавирусом новые самокаты, которые планировали получить в марте, мы получим в мае. Надеюсь, что получим.

– Расскажите об электротранспорте, ведь это новинка Колобайка.

– Электровелосипеды будут такие же надёжные, как и обычные, и, разумеется, в нашем фирменном жёлтом цвете.

Запас хода на второй передаче — в среднем до 35 км. Скорость будет программно ограничена теми же подходящими для города 25 км/ч. Если получится ехать быстрее только за счёт мускульной силы ног — пожалуйста. Вес электровелосипеда немаленький — так что попробуй, разгони его! Но для безопасности самого водителя и окружающих это неплохо.

Трансмиссия будет как и у обычных велосипедов с планетарной втулкой на три передачи. Возможно, она и не нужна, но дело в пользователях. Если бы у нас было больше продвинутых людей, которые умело пользуются переключением передач, им было бы намного комфортнее ездить. Например, стартовать легче с низкой передачи, потом разгоняться и повышать.

Ещё будет другой, по сравнению с обычными велосипедами, тип регулировки седла — более удобный и простой. Цепь будет полностью закрыта, чтобы одежда не пачкалась.

Электровелосипеды планируем выпустить только в Минске, в других городах пока нет.

– Когда в этом году планируете открыть сезон?

– Велосипеды планируем развезти по городу в первую неделю апреля. Думали запускать и электротранспорт, но, по прогнозам, ещё будут морозы, а для аккумуляторов это большой стресс. Поэтому было решено выставить сначала штук 500 обычных велосипедов, а остальное выставим позже.

Цены и тарификация

– Сколько стоит аренда? По сравнению с прошлым годом будут изменения?

– Цены будут другие, программное обеспечение другое и другая платёжная система. Планируем такие расценки:

50 копеек — начало аренды, 4 копейки за минуту.

Пока непонятно, что творится с долларом, поэтому может быть, что даже и 5 копеек в минуту будет. В какой валюте были инвестиции, в такой нужно и отдавать.

Тарификация будет поминутная. Раньше было по-другому.

Интервалы по 15 минут были осенью как акция. Мы попробовали, но, честно говоря, это себя совершенно не оправдало. В новом сезоне будет поминутная тарификация на все виды транспорта.

Новое приложение

– Уже можно сделать выводы об окупаемости этого бизнеса? Прошлый сезон оправдал ваши ожидания?

– Не могу сказать, что оправдал, потому что мы его провалили по срокам. Во-первых, стартовали не в мае, как планировали, а в июле, то есть пропустили целых два месяца. Велосипеды приходили долго: в мае уже все должны были быть тут, а они приходили частями вплоть до августа. Поэтому, повторюсь, у нас нет полной статистики за прошлый сезон.

Во-вторых, были проблемы с ПО, причём достаточно большие. Мы не могли в полной мере управлять транспортной системой, работали почти вслепую. Плюс долго — аж до августа — не было версии для iOS, только для Android, а это большая часть потребителей.

Но если рассматривать август как месяц, когда мы работали полноценно, то он был хороший. Этот месяц показал, что бизнес оправдывает ожидания.

Кстати, любопытно, но сентябрь был совсем другим. Вроде бы и погода была такая же, но резко снизились поездки, процентов на 40. Нас это удивило. Возможно, этот процент давали студенты и школьники, у которых с сентября стало меньше свободного времени.

Если погода позволит, и мы стартанём в этом году с середины апреля или с начала мая, то всё будет хорошо, я думаю. Тем более, что мы активно расширяемся.

– Где ещё, кроме Минска, будет работать Колобайк в этом году?

– Уже подтверждены франшизы в Бресте, Гродно, Гомеле, Борисове, Жодино и Пинске.

Для того, чтобы открыть байкшеринг, нужно совсем немного. Мы оказываем всю необходимую помощь, останется только заниматься обслуживанием велосипедов. Это может сделать любое юридическое лицо.

Мы наработали большой опыт в прошлом году, много шишек набили, многие ошибки исправили. Переписали программное обеспечение с нуля, сделали его таким, каким оно должно быть.

Обновлённое приложение

– Как изменилось мобильное приложение и что в нём будет теперь?

– Изначально мы взяли китайское ПО. Производитель электронных замков для велосипедов предложил своё, но оно, мягко говоря, не соответствовало заявленным требованиям, поэтому его долго не могли сдать. В итоге весь прошлый год мы работали в режиме тестирования. Даже были такие неприятности, как старт в пятницу, а в субботу и воскресенье все китайские серверы «легли», ничего не работало.

В этом году у нас будет полностью новое ПО нашей белорусской разработки. Все франчайзи, которые будут с нами работать, уже получат новое программное обеспечение. Благодаря этому, у нас будет мощная аналитика, сигнализация, будет так называемая тепловая карта города и зонирование.

В приложении на карте будет 4 типа зон:

  • Первая зона — красная, в ней ставить транспорт запрещено. К ней относятся закрытые территории, частные ограждённые участки, гаражи, автостоянки, стройки. На основании опыта прошлого года такие места на карте будут выделены красным. Если пользователь захочет припарковать велосипед в этой зоне, ему на телефон придёт уведомление о том, что аренда не завершена.
  • Вторая зона — обычная. Ничего особенно в ней нет, просто приехали, оставили и ушли.
  • Третья зона — зелёная, где мы бы хотели, чтобы люди оставляли транспорт. Это места с большим потоком людей, поэтому стоянка велосипедов там для нас предпочтительна. Люди, которые будут парковаться в зелёной зоне будут получать баллы лояльности.
  • И четвёртая зона — та, в которой, в принципе, ставить можно, но лучше не надо. Например, во дворах, где велосипед не виден с улицы. Мы не запрещаем, но нам это не очень выгодно, а другим пользователям неудобно.

Так мы хотим наладить дисциплину и взаимоуважение среди пользователей Колобайк.

Как и раньше, будет карта с разными видами транспорта: велосипеды, электровелосипеды, самокаты тип 1 — модель прошлого года, самокаты тип 2 — новая модель, которая, кстати, будет немного дороже первой. Также можно будет увидеть уровень заряда батареи у транспорта.

По многочисленным просьбам мы добавили возможность взять до трёх единиц транспорта на один аккаунт.

Это удобно, например, когда семья хочет прокатиться вместе или парень хочет «угостить» девушку самокатом или велосипедом.

Также в приложении можно будет сообщить о неправильной парковке, повреждении, нарушении правил. И ещё появится возможность отправить нам идею или пожелания по улучшению сервиса.

Ещё у нас будут абонементы для крупных компаний, а точнее для их сотрудников. Для пользователей будет так называемый «конструктор абонементов», где можно будет выбрать желаемый размер скидки, количество поездок и так далее. Разумеется, по абонементу ездить получится дешевле.

Будет и игровая форма работы с клиентами. Баллы лояльности или «карма» будут начисляться за правильную парковку в зелёной зоне, высокую активность и другие положительные действия со стороны пользователей.

Мы планируем сотрудничество с различными магазинами, банками и другими компаниями, которые будут предоставлять скидки, подарки или бонусы со своей стороны. Пользователи с высокой «кармой» смогут выбрать, на что из предложенного в приложении потратить свои баллы.

Это сделано для того, чтобы поощрить тех, кто активно пользуется сервисом и делает это хорошо.

– Сейчас старое приложение не работает. Когда выйдет новое, всё восстановится?

– Да, ничего не пропадёт. Все аккаунты пользователей со всеми данными и деньгами «в кошельках» полностью сохранятся, когда приложение обновится. Беспокоится не о чем: никто не забыт, ничто не забыто.

– Сколько всего человек пользуется вашим приложением?

– 241 тысяча человек, из которых активны около 200 тысяч, а очень активны примерно 180-190 тысяч.

Сервис хороший, почему бы не пользоваться. Я сам, когда начинается тёплый сезон, пересаживаюсь с общественного транспорта на велосипед.

– В социальных сетях в прошлом году были доступны не только ваши официальные аккаунты, но и фейковые с очень похожими названиями. Эта история как-то разрешилась?

– К сожалению, нет. Я не знал, что так трудно доказать, например, в Instagram, что фейковый аккаунт к нам не относится, а официальный действительно принадлежит нам.

В прошлом году у нас ещё не было свидетельства на авторский знак, потому что оно оформляется очень долго. В этом году мы его уже получили и написали повторное обращение в техподдержку соцсетей. Будем бороться и посмотрим, что получится.

Для ясности уточню:

Официальный сайт — kolobike.by
Instagram аккаунт — «официальный Колобайк»

Все социальные сети, где представлен сервис, перечислены на нашем сайте. Других у нас нет. Если кто-то под другим названием представляется нами, знайте — это фейк.

– Кстати, а как появилось название «Колобайк»?

– Когда выбирали имя сервису, первое, что в голову пришло — это «коло» — т. е. «колесо», а в сочетании с латинским «байк» — получился «Колобайк», который всех сразу рассмешил своим сходством со словом «колобок», его и взяли, оно хорошо ложится на слух и легко произносится.

Планы на будущее

– В связи с распространением коронавируса что-то предпринимаете?

– Всем нашим бригадам по обслуживанию велосипедов и самокатов будут выданы антисептики. Но, конечно, это не гарантирует 100% защиту, просто физически невозможно обеззараживать весь транспорт каждые несколько минут.

А вот каждому пользователю индивидуально можно защитить себя, например, спиртовыми салфетками обработать руль перед поездкой и руки после.

Кстати, датское министерство здравоохранения в списке мер профилактики заражения на первое место поставило велосипед как индивидуальный транспорт и способ сохранять социальную дистанцию. Если вы не можете остаться дома, то хотя бы пользуйтесь велосипедом — так здоровее.

– Ваши прогнозы на новый сезон?

– Я думаю, что тот глупый хайп с порчей велосипедов, который был в самом начале, не повторится. Зачем совершать глупости, если это наказуемо? Зачем портить что-то в своём же городе? Это уже никому не интересно, поэтому я уверен, что всё будет хорошо. К тому же то были единичные случаи.

Мы очень благодарны минчанам за доверие к сервису. Благодарны тем людям, которые очень тепло отзывались о нашем шеринге и за зиму нас не забыли. Также мы благодарны сотрудникам органов внутренних дел, которые нам очень помогали.

Мы будем стараться улучшать сервис и расширяться, потому что велосипеды — это отличный современный транспорт, экологичный, простой и к тому же соответствующий понятию «здоровый образ жизни».

Андрей, Александр, Вадим, Алексей, Михаил

Следующий пост ещё интереснее: Влад, Настя и их гравелы Kross Esker.

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!