Люди

Лена и её ретровелосипед Sartano

Пришелец из прошлого, обгоняющий многих из настоящего, или к чему приводит интерес к винтажным вещам

Когда Лена отметила в Instagram @urbanoidby на фотографии своего велосипеда, редакционный «интересометр» зашкалил.

— Мне было обидно, почему я всё никак не попадаю в рубрику #урбаноидохотник, — начинает разговор наша героиня. — Вроде много где езжу, велик красивый, а не попадаю! И решила сама написать.

— Правильно сделала! Для начала расскажи о себе немного.

— Мне 29 лет, я закончила ИнЯз и связала свою судьбу с немецким языком и с Германией — сейчас работаю в представительстве немецкой некоммерческой организации, которая, в том числе, предоставляет гранты на разные социальные проекты в области образования для взрослых.

Лена

Мне очень нравится моя работа, потому что мы поддерживаем крутые проекты. Наверное, у многих на слуху сейчас «Инклюзивный бариста» — кофейня, которую открыл инвалид-колясочник Саша Авдевич. Мы были одними из первых, кто поддержал его образовательную инициативу, которая сейчас превратилась в социальный бизнес.

— Да, проект известный.

— Удивительно, что этот проект оказался на слуху, а много других — не менее крутых и полезных — никто не знает. В западных странах непрерывное образование (lifelong learning) абсолютно естественно, а у нас пока не так. Если где-то что-то и есть, то об этом нет информации, и только на иностранных грантах всё держится.

Ещё моя работа хороша тем, что я часто занята интересными встречами и командировками. Я обожаю путешествовать, а в путешествиях всегда ищу велосипедные магазины и барахолки.

Так, например, попав в Берлине в Steel Vintage bikes Cafe — кафе, в котором можно выпить кофе и одновременно прикупить винтажный вел за несколько сотен или даже тысяч евро — я провела там много часов, рассматривая всё и задавая вопросы. Велик, правда, не купила — дороговато 🙂.

Мне интересно посмотреть и сравнить: что у них и что у нас. Всегда, конечно, завидую.

— Почему?

— Потому что я люблю винтаж, а у нас в основном люди предпочитают новые вещи. К тому же у нас можно только старый «Аист» найти, а в Европе велосипеды производят много и давно, поэтому и на барахолки много чего попадает. Как говорится, «так исторически сложилось».

— Твой велик с зарубежной барахолки?

— Нет, я его в Минске купила с рук. Продавец рассказал, что покупал его для своей жены, но ей, видимо, велосипед не понравился или не подошёл и просто простоял в гараже лет 5. А потом его решили продать.

Когда первый раз увидела велосипед, подумала: «Какой худой велик! Какой-то весь тонкий!» Но решила попробовать проехать. Было это в 2017 году, в апреле.

До этого я на велосипеде каталась только в детстве и немного в Берлине на прокатных великах ездила. Но села и сразу из центра города доехала аж до Цнянки! Это был мой первый райд после многолетнего перерыва.

Никогда не думала, что буду ездить на таком типе велосипеда — у него узкие колёса, 32 мм ширина покрышек. Но мне так понравилось!

Я поняла, что могу легко катить по асфальту и по тропинкам Цнянки, и это оказалось очень удобно и классно.

Так ко мне и попал мой Черныш.

— У твоего велика есть имя?

— Да. Он весь чёрненький, и я назвала его Черныш, как щенка.

— Ок. Давай о технических характеристиках Черныша поговорим. Ты разбираешься в его деталях?

До покупки я ничего в велосипедах не понимала, но, когда он ко мне попал, стала осознавать, что он не совсем обычный. И из-за этого, можно сказать, вынужденно, я начала больше интересоваться велосипедами в целом и лучше в них разбираться.

Недавно съездила в мастерскую и попросила мне подробно рассказать все детали, даже записала кое-что. И сама искала в интернете про эту марку — было интересно узнать подробнее. Я ведь даже модель не знаю, только бренд.

Финский дизайн и название, отсылающее к провинции Sartano в Италии — вот и вся информация, которую получилось найти. Сегодня модели Sartano можно встретить только на барахолках и в частных объявлениях в Европе. Причём о появлении велосипедов продавцы рассказывают схожие истории: велики находили в сараях, старых гаражах и дачных домиках. Видимо, бренд перестал существовать уже довольно давно.

— Что тебе удалось о нём узнать?

— По некоторым деталям рамы, компонентам и другим признакам удалось лишь примерно определить время выпуска — 1980-е годы.

На раме есть наклейка — она родная — написано «Hi-Ten». На то время это было новое поколение стальных рам, которые потом перестали выпускать и перешли на алюминий. Это единственное, что помогло предположить хотя бы десятилетие производства.

Ещё тут рама собрана необычно — с помощью соединительных узлов, а не сварена. Так уже очень давно не делают, это тоже признак его возраста.

Вообще мне нравится, как велик сделан. Нравятся эти штучки, не знаю, как их назвать.

— Это верхние перья.

— Точно, спасибо! Мне нравится, как они выглядят. Ещё нравится вилка — изящная, немного изогнутая и, как мне сказали, шоссейная.

Также меня удивляет, что весь велосипед чёрного цвета. Это настоящая ювелирная работа, потому что он покрашен, на мой взгляд, идеально и очень тщательно: вынос, подседельный штырь, мелкие детали, обода. Я влюбилась в эти чёрные обода!

Кстати, обода пистонированные — для жёсткости. Они оригинальные, колёса я не меняла.

— Что ещё в нём родное, а что пришлось заменить?

— Родная у него планетарка — чудесная планетарка на 5 скоростей фирмы Sachs. Это немецкий производитель, но больше они не выпускают запчасти, в 1997 году их выкупила контора под названием SRAM.

Я всё не могла понять, почему на щитке виднеется буква «S». А потом выяснилось, что планетарка-то Sachs. Короче, это родной значок на родных щитках.

А ещё недавно узнала, откуда пошло название «планетарная система». Оказывается, принцип действительно похож на планеты солнечной системы, которые вращаются по определённой траектории.

Рычажки переключения передач Sachs Huret расположены на руле — сейчас так не делают. Левый рычажок родной, а правый, к сожалению, сломался, и остался только металлический крюк. Пришлось добавить детальку, чтобы было удобно переключать.

Система переключения передач называется TORPEDO PentaSport, это какая-то старинная система Sachs. Осталась даже родная наклейка, где все сочетания передач нарисованы.

Прикольно, что с планетаркой можно переключать передачи не только в движении. Это очень удобно, например, когда на светофорах стоишь. Можно понизить или повысить передачу, и она включится только когда я начну ехать. Причём не обязательно это делать постепенно, можно сразу на несколько шагов переключать.

Цепь стоит старая, её не меняли, только смазывали. Как мне сказали на сервисе, цепь с планетаркой переживет нас всех. Всё герметично, внутри оригинальное масло — открывали смотрели — дождь и грязь не попадает, износ минимальный.

Тормоза тут родные клещевые. К сожалению, у меня не получилось по логотипу определить, что это за производитель.

Колодки вроде бы тоже родные, по крайней мере я их не меняла с момента покупки, и прошлый хозяин тоже не менял. Но они идеально тормозят.

Подседельный штырь алюминиевый родненький, с загибом. Он сделан так, чтобы для дальних поездок его можно было перенастраивать и делать посадку более низкой.

Вынос тут тоже оригинальный. Он спортивный, потому что на городских моделях выносы с наклоном, а этот прямой.

Педали, катафоты, подножка — эти мелочи тоже не менялись.

— Что же ты добавила?

— Совсем немного. Например, мне очень хотелось купить фонарь, но естественно, не какой-нибудь дурацкий, а в стиле моего велосипеда. И я нашла вот эту чудесную динамо-машину Soubitez с фонариком. Она французская, винтажная, светит приятным «ламповым» жёлтым светом.

— Да, тут ещё написано «Brevet». Знаешь это слово?

— Нет.

— Это организованный длительный велозаезд.

— Ого, круто! Французское слово, наверное, как «багет» 😆.

Из нового тут ещё обмотка руля. Я в Италии заметила, что все мотают лентами Fizik, пошла и купила себе. Цвет выбрала фирменный марки Bianchi. Если получится, когда-нибудь куплю себе велик Bianchi, очень они мне нравятся. Но обмотку купила тупо ради цвета, к тому же у меня тогда кроссовки были бирюзовые — прямо 100% попадание в оттенок получилось.

Звонок тоже новый. Точнее, он ретро, просто не родной. Я его купила на барахолке.

Очень люблю, когда вещи отражают характер хозяина, когда они персонифицированы, поэтому добавила наклейки.

Мишка на велике — это я. Я люблю сериал «Клиника», и там есть ванильные и шоколадные медведи. Мы с подругой решили, что она ванильный, а я шоколадный мишка.

Наклейка с коноплёй на звонке означает, что я люблю регги музыку. Кот в наушниках просто слушает музыку, как я. Это стикер с Facebook. А якорь и Ростральная колонна на Васильевском острове — символ того, что я люблю Питер.

Седло тут при покупке было другое, пришлось заменить. Selle Royal — довольно старое, итальянское, очень удобное. Возможно, со временем я его поменяю и поставлю Brooks, оно сюда по стилю тоже подойдёт.

И покрышки, конечно, поставила новые. Как я уже говорила, я не была уверена, что смогу ездить на таких «худых» колёсах, но оказалось очень круто. Теперь вижу, что и поуже у некоторых резина — на ней вообще, как пуля, летишь.

И если в общем про раму говорить, она удобная. Она словно бы сбитая, если смотреть на велосипед сбоку.

— Колёсная база короткая?

— Да. Мне кажется, что велик очень компактный, а я слышала, что именно шоссейные модели характеризуются тем, что колёса расположены близко друг к другу.

Короче, в нём есть элементы дорожных великов, элементы шоссейных и городских.

— Удобно по городу ездить?

— Да, очень! Включаю третью передачу и поехала! Колёса позволяют и по дороге быстро ехать, и к реке по грунту подкатить.

Я езжу на велосипеде на работу и просто так катаюсь, для удовольствия. Иногда, правда, не получается прокатиться с удовольствием, испытываю раздражение…

— От чего?

— Например, от того, что люди ходят по велодорожке, мамы с колясками или с детьми на беговелах. Бывает, кто-то едет и виляет, кто-то останавливается прямо на дорожке.

Я стараюсь себя успокоить и подумать, что ничего страшного, люди не специально так поступают, а кто-то просто пока не умеет, но научится. Стараюсь быть терпимее. Не всегда удаётся, но я правда стараюсь. И хочу, чтобы другие люди также были более понимающими.

Не важно, на чём ты едешь или идёшь пешком. Всем нужно быть внимательными, терпимыми и более понимающими, уважать других.

Можно было бы ещё про нашу инфраструктуру сказать, но про это все уже так много говорили, что мне не хочется снова жаловаться. Все знают про проблемы.

— Расскажи про свою обычную экипировку.

— Всегда есть вода. Я стараюсь дружить с экологией, поэтому не покупаю воду в пластиковых бутылках, вожу свою.

Шлема у меня нет.

— Почему?

— Я часто слышала о пользе шлема, согласна с его важностью. Но я просто не нашла ещё красивый, какой-нибудь в ретро-стиле, подходящий к моему велику. Пока в поиске. Думаю, что найду подходящий и буду с защитой.

Стараюсь ездить в леггинсах и футболке из дышащей ткани, просто потому что это удобно. Пробовала в джинсах — нет, плохо, давят, сковывают движения.

Когда на работу езжу — это обычно около 15 км, в зависимости от маршрута — одеваюсь в спортивную одежду и кроссовки, а потом переодеваюсь.

Кстати, на работе у меня несколько коллег тоже часто ездят на велосипеде, поэтому все всё понимают, поддерживают в этом решении. Душа у нас нет, но это не проблема, есть же салфетки, и можно не ехать очень быстро, чтобы не потеть. Хотя, если честно, я люблю погонять на велике.

— Где ты это делаешь?

— Ох… В городе было пару неприятных историй, когда дети, как жучки, под колёса выбегали. Всё хорошо закончилось, но могло быть и хуже. Поэтому езжу по велодорожке в основном поздно вечером, когда мало людей.

Обычные люди уже покатались, идут домой, засыпают, и просыпается велосипедная мафия!

И я разгоняюсь на велодорожке, мчусь от души со скоростью ветра! Я так рада, что мой велик позволяет мне ездить быстро!

Есть, конечно, люди на ещё более узких колёсах, которые меня могут обогнать. Тогда во мне просыпается какая-то спортивная злость, азарт, я вижу цель, разгоняюсь и стараюсь их обогнать. Может быть это негативная моя черта, но мне это очень нравится, это кайф. Жаль, что у нас запрещено ездить по проезжей части.

Вообще я могу обгонять людей практически на любой поверхности, благодаря моей чудесной планетарочке. И я, наверное, не соглашусь с теми, кто предлагает снять её и заменить на кассету со звёздами.

К слову, для таких велосипедов очень важен хороший мастер. У меня был опыт негативный, когда у меня заедали низкие передачи, я приехала в мастерскую, а там мне говорят: «Ну, не работают передачи, так и не пользуйтесь ими».

Но я нашла хорошего мастера, который всё исправил, настроил идеально. И он тоже оценил мой велик, сразу сказал: «Ничего себе экземплярчик!»

Признаюсь, это момент самолюбования. Когда меня встречает кто-нибудь и говорит, какой классный велик, интересная планетарка и так далее, мне приятно.

— Он и правда классный. Люди на улицах часто обращают внимание?

— Постоянно! Мне даже предлагали — причём не раз — продать мой велик. Обычно такое предлагали люди старшего поколения на классических или даже винтажных шоссейниках, видно, что разбираются в велосипедах. Останавливались рядом со мной на светофоре, рассматривали велик и просили продать. Но я его не отдам.

Черныш — только мой, любимый, индивидуальный! Каждый узелок сделан с душой. Люблю каждую его детальку!

Фотографии: Кирилл Врублевский / @gooldvishe

Этот пост ещё интереснее: Лучшие солнцезащитные средства для поездок на велике

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!