Люди

Алесь и его Specialized Tricross Comp

Рассказ человека, который способен сварить велосипедную раму своими руками

Алесю 34 года, он работает завскладом и давно влюблен в велосипеды. Наш герой рассказал, почему терпеть не может стоковые велики и заводские расцветки рам, предпочитает фирменные запчасти китайским и считает водителей электровелосипедов читерами.

— Расскажи о своем велике, пожалуйста.

— Да обычный велик… Все, что мы любим — фикс без тормозов. Вообще он планировался как сингл-спид, то есть все-таки с тормозами, но с одной передачей. Но тормоза до меня не могут доехать второй месяц. Эти гребаные тормоза продаются только в одном гребаном месте в мире! Они очень крутые и уникальные, и я все никак их не могу дождаться, поэтому езжу так.

— Велик, на котором тебя словил Урбаноид-охотник, был другой. Тот тоже твой?

— Да, тоже мой, конечно. Кстати, большая часть навески с того велика — здесь, сюда переехала, тут просто рама другая. Я все перевесил, потому что тот велик был крутой для того, чтобы ехать по прямой дороге. На нем можно было запросто проехать километров 300, что я, в принципе, и сделал, когда был на меловых карьерах.

А вот в городе он был немного сложный из-за оверлапа. Знаешь, что это такое? Это когда при повороте педаль цепляет колесо ногой, причем у меня конкретно цепляла.

Еще мне тот велик подходил по длине горизонтальной трубы, но по высоте она была очень большая. И если вдруг какой эпик фэйл, можно было хорошенько удариться.

И вообще я не приверженец большого количества велосипедов дома, хочу все в одном. Как там называют такие велики?… Do-it-all bike.

Очень долго искал эту раму, нашел в США, друг помог с доставкой, я на нее все и перекинул, кроме резины. Резину пришлось поменять.

— Какая здесь ширина?

— 45 мм. Я переборщил с ней. Посмотрел, что сюда влазит прилично, и подумал: «Блин, надо брать по-максимуму, чего уж там!»

Это WTB, у нее минимальное сопротивление качению, она себя и на дороге хорошо ведет, и на гравийке. Даже по лесу с разными неровностями и корнями можно проехать. С переходом на широкую полусликовую резину можно ездить зимой более комфортно.

— Переделка стоила того? Ты доволен?

— В целом, да, хотя по предыдущему велику немножко скучаю. Скорее всего, когда поставлю тормоза и перейду на фривил, буду скучать еще и по фиксу — по тому, что педали постоянно крутятся.

— А почему ты вообще выбрал такой тип великов?

— Осознанно к выбору велосипеда я пришел примерно лет 9 назад (не считая двух горников, на которых я катался, пока не заработал на свой первый серьезный велик). Я тогда продал свой предыдущий горник, потому что он мне просто не нравился. Не знаю, почему. Наверное, это был такой переломный момент, когда ты едешь на велосипеде и тебе не нравится в нем все: как он едет, эта мягкая качающаяся вилка, что ты быстро устаешь.

И я сделал этот шаг — купил старый «Аист», переварил в нем раму…

— Сам раму варил?!

— Ну, да. Сам переварил, сам все заново собрал, покрасил. В итоге мне так понравилось, как велик покатил! Представляешь, сколько весит стальной «Аист»? Кило 18 примерно. Разумеется, он был с ножным тормозом, все по классике. Единственное, я туда руль «баран» поставил. И было очень круто!

— И красил сам?

— Да. Мне не очень нравятся стоковые покраски тем, что они немного однообразные. Свой предыдущий велик я тоже перекрашивал. Просто взял раму, зачистил, купил краску в хозмаге и как Джексон Поллок ее — раз, два! Без грунтовки, без ничего. Получилось так, что даже если эта краска где-нибудь поцарапается, хуже от этого не будет.

Вообще я терпеть не могу стоковые велосипеды.

— Почему? Они не подходят тебе по характеристикам?

— Не только поэтому. Просто это в основном спортивные снаряды, которые соответственно разукрашены — всякие полосочки, надписи и прочая штука.

Здесь такого нет. Но этот цвет рамы чуток скучноватый, поэтому я решил ее добить какими-нибудь необычными причиндалами. Поставил титановые болты, фиолетовый зажим и детали рулевой. Будут еще фиолетовые тормоза, когда они до меня доедут.

Когда я был маленький, в деревне у бабушки на картофельном поле росли какие-то растения, по которым ползали фиолетовые жуки — такие прямо ядрено-маслянистые, вот как раз такого цвета. Когда смотрю на свой велик, он мне об этом постоянно напоминает.

— Выглядит твой велик и правда круто!

— Спасибо, мне тоже очень нравится! И еще мне нравится, что на него можно навесить сумки, наверх на раму, вниз, багажник добавить и все остальное. Я этого пока не делаю, потому что, если сделаю, уже не смогу провести тормоза. А я же хочу закрепить сумки намертво, чтобы их никто не мог снять.

Сумки хочу, чтобы отказаться от рюкзака. Потому что он, конечно, вещь хорошая, но под ним потеет спина, потом его снимаешь, а тут ветер. В общем, не круто. И когда багаж на велике, а не на спине, ты просто быстрее едешь. Такие дела.

— Такой велик, как твой, не купишь просто так в магазине. Расскажи о нем подробнее, пожалуйста. Например, колеса — они выглядят более легкими, чем обычные стоковые. Сколько они весят без шин?

— Чуть меньше 1,8 кг, я думаю. Никогда не взвешивал, потому что не особо парюсь по поводу веса велосипеда.

— Для тебя вес не важен? Почему?

— Важен, просто я никогда специально не облегчал велик. Малый вес велосипеда получается сам собой из-за качественных запчастей, они легкие.

Например, я не буду сюда ставить втулки Novatec, потому что мне они не нравятся. А они стоят на большинстве великов.

Я поставил сзади American Classic — это одна из самых легких трековых втулок. Мне она также понравилась тем, что она на 24 дырки, а не на стандартные 36 — значит колесо будет с меньшим числом спиц, оно легче и его проще спицевать.

Колеса я спицую сам, а потом просто отношу куда-нибудь: в веломагазин, к чуваку какому-нибудь, который колеса собирает, чтобы мне их подтянули. Во-первых, деньги экономятся, а во-вторых, я сам хочу быть в теме.

В идеале я бы хотел себе станок, на котором можно было бы спицевать и подтягивать колеса, то есть полностью все делать самому. Сейчас из сервиса своего вела я все делаю сам, кроме протяжки колес.

Если бы меня спросили, чем я хочу заниматься в жизни, сейчас я бы ответил, что хочу спицевать колеса. Потому что хорошо заспицованное колесо стоит хороших денег, и это не конская работа. Ты крутишь себе, подтягиваешь ниппели и в конце концов получаешь идеальное колесо и радуешься своей работе.

— Когда любимое хобби становится работой, что может быть лучше! Поехали дальше. Седло — что за оно?

— Очень удобное седло. Знаешь, найти удобное — настоящая лотерея. Скорее всего, я нашел свое — это Selle Italia SLR SuperFlow. Из всех моделей Selle Italia это седло с самой большой дыркой. Оно для мужчин круто, потому что… ну, понятно. Это единственное седло, на котором я могу проехать сотку запросто, и даже задница болеть не будет.

Подседельный штырь карбоновый?

— Да, здесь большинство карбон: все палки, руль карбоновый, вынос.

Вилка тоже?

— Вот вилка, кстати, слабая деталь этого велика. Потому что я не знаю, зачем, но Specialized сделали очень легкую раму для своего времени (она 2008 года), но при этом добавили мега-чугунную вилку.

Она, конечно, карбоновая где-то ближе к концу, где дропауты, но в основном это алюминий и алюминиевый шток. Она весит 800 граммов — это больше, чем большинство алюминиевых вилок. Поэтому она скоро заменится на что-нибудь более легкое.

— Сколько весит твой велик?

— Я, честно говоря, его не взвешивал, но предполагаю килограммов 8, максимум 9.

Не буду врать и говорить, что для меня вес велосипеда не важен. Мне нравится, когда вел легкий. Но! Если, например, я найду китайский вынос, который будет дешевле и легче фирменного Easton, я не буду на него менять, просто потому что мне нравятся качественные фирменные комплектующие.

Зачастую китайцы делают легче, чем фирма, но я не хочу, чтобы у меня вынос где-нибудь по пути сломался в самый неподходящий момент.

— А как ты используешь велосипед? Это твой транспорт, инвентарь для путешествий или просто удовольствие?

— Я без велика вообще свою жизнь не представляю. Но, как ни крути, а выехать куда-то на выходные, чтобы катнуть соточку, довольно проблематично, потому что это время, оторванное у семьи. А я хочу быть примерным семьянином, побыть с женой, с дочкой погулять. А велик — это такая штука, которая тянет и затягивает.

У меня в окружении мало людей, готовых сорваться в любой момент и погнать куда угодно. Но я нахожу прелесть и в поездках одному. Больше сосредотачиваешься на себе, на велике и на дороге, чем когда перед тобой кто-то едет.

Раньше, примерно лет 5 назад, для меня катнуть в городе было интересно. Даже не знаю, почему, просто интересно. Можно было заехать в магазин, да куда угодно, в Дрозды сгонять. А сейчас город такой переполненный, что приходит желание выезжать и ездить все дальше и дальше, дольше и дольше.

Недавно, например, я ездил в Логойск за грибами и мне очень понравилось, как ведет себя мой велик на гравийке. Даже по ребристому грунту, образованному трактором, он едет отлично. Не совру, если скажу, что получал удовольствие от того типа езды, хотя все эти кросс-кантрийные штуки вообще не для меня.

— Не каждый городской велик это выдержит, а твоему колеса позволяют так ездить.

— Согласен, хотя с резиной я переборщил. Буду ставить сюда чуть-чуть поуже. Я люблю узкие колеса, на них правда круто ездить. Но если бы не гравийки, если бы не мои запланированные будущие велопутешествия, где надо иногда по проселочным дорогам проехать, через деревеньки разные, я бы остановился на резине 32 или 35 мм.

Хотя мой велик без такой широкой резины выглядит совсем не так. Здоровенные эти зазоры предполагают более широкие колеса. Вот вилочку поменяю, тогда можно и поуже.

— Планы на покупки большие?

— Есть шутка про страшный сон велосипедиста. Спит, значит, велосипедист и ему снится, что он умер, а его жена продает его велик по комплектующим по тем ценам, что он ей называл.

— Смешно! Намек понят. Оставим вопрос о покупках, вернемся к комплектующим. Что здесь за звезда стоит? Большая.

— Раньше здесь стояла звезда на 51 зуб, но с такими шинами мне стало немножко сложно ездить, а точнее сложно разгоняться, и я решил ее поменять. Сейчас 45 зубьев, так проще зимой будет.

— Зимой ездишь?

— Да, до минус 5 точно. Вообще мне по барабану, что творится на улице, главное, чтобы не проливной дождь. А вот температура важна: когда меньше минус 5, ехать уже просто некомфортно. А я же люблю получать от езды удовольствие!

— Часто люди, которые влюблены в велосипеды, ездят зимой не потому, что это приятно, а просто потому, что они же велосипедисты, значит надо ездить всегда.

— Да, верно! У меня тоже есть такое. Зимой езжу, потому что уже привык к велику. Но все-таки я люблю, когда поездка в радость. Мои самые любимые сезоны для катания — это осень и весна, вообще ни разу не лето. Летом жарко. Если осень и весна не дождливые, но довольно прохладные — это кайф. Я умею выбирать одежду, чтобы в ней было удобно ехать, чтобы не продувались колени.

— У тебя на велике нет щитков. Как же без них, когда грязь? Спина же вся мокрая.

— Да, со спиной беда. Но, признаюсь, мне нравится грязь. Мне нравится грязный рюкзак, нравится грязный велик. Цепь, систему и звездочку я, конечно, протираю и смазываю, но вообще считаю, что остальное мыть — да зачем? Через день все будет такое же. Как бы глупо это ни звучало, грязь сама собой рано или поздно отвалится.

Хотя признаю, щитки — вещь хорошая. Я бы даже повесил спереди, потому что грязь иногда летит из-под колеса прямо на переднюю звезду, и получается очень неприятный звук. У меня здесь стоит система Rotor и звезда — фактически тарелка.

— В чем разница с обычной звездой?

— Низкий вес, легко обслуживать, промышленные подшипники каретки, выглядит круто. Плюс улучшенная аэродинамика — приятный незаметный бонус. Но есть и минус: вся грязь, что попадает на цепь, будто проходит через усилитель — звук очень ощутимый. Не люблю такие звуки, потому что едешь и кажется, что у тебя велик трещит и ломается.

Наверное, я этот Rotor на что-нибудь поменяю. Система в целом очень легкая, очень жесткая, но каретка не защищена. Есть зазор с шатуном, часто туда что-то попадает, приходится разбирать, чистить.

— Что еще планируешь сделать?

— Сейчас, проездив на этом велике достаточно долго, я начинаю понимать, что фикс — это не совсем правильно. Ехать приятно, да, интересно, но… Не знаю, как описать это ощущение. Примерно как нечто среднее между ездой и бегом.

Мы недавно ехали вместе с другом, он на шоссере был. Дал мне прокатиться, так я чуть не упал, потому что не понимал, что делать. Я же привык все делать ногами, а тут пришлось подключать к управлению великом руки — чуть не съехал в обочину.

В общем, надо снова привыкать в фривилу, потому что возраст дает о себе знать, колени тоже не железные. Останавливать велик усилием ног уже, ну, такое. Сингл — да, с сингла никуда не уйду.

— Тебе не хочется добавить передач для большего комфорта, для дальних поездок?

— Все зависит от местности. Ехал из Волковыска через Гродненскую область, там приличные апхиллы — было трудновато, передач не хватало. Но я так не хочу ставить переключатель! Была бы возможность поставить, например, две звезды или три, я бы поставил. Но такого же нет, минимум семь или сколько там, из которых ты все равно будешь использовать только две или три.

Меня этот факт бесит. Я очень не люблю возить с собой бесполезное барахло. У меня нет ни сигнала, ни фонарей — ничего.

— А что ты с собой возишь?

— Насос и Ю-лок. Хотя это зависит от поездки.

— Шлем?

— Я ездил в шлеме, мне не понравилось, неудобно он на голове сидел. Может просто мне шлем попался не очень.

— Очевидно, так. Чтобы шлем подобрать, надо несколько разных примерить. Падал? Бывало?

— Кто ж не падал. Я и под машиной бывал.

— Ну, ты же ездишь по проезжей части, и штраф, небось, есть?

— Да, и штраф есть. Но сейчас я уже не так активно езжу, хочу больше за город выезжать. Вот приедут тормоза, буду больше кататься.

Фишка же этого велика в том, что здесь можно поставить кантилеверные тормоза. У них центральная тяга и их часто ставят на циклокроссовые велосипеды из-за большого грязевого зазора. Точнее, ставили. Сейчас все переходят на диски, мне это не нравится.

— Почему?

— Честно говоря, мне вообще не нравится, что творится с современной велоиндустрией. Везде гидравлика, всюду диски, велосипед все больше превращается в какой-то мопед. Электровелосипеды туда же. Делают велики и интегрируют электронный блок в раму так, что не видно. Это, конечно, красиво, но получается, что не ты едешь на велике, а велик едет за тебя.

Электровелосипед — это как читерство, мошенничество в игре, это как безалкогольное пиво пить!

— Как ты относишься к развитию велосреды в городе? Тебе нравится, куда все идет?

— Я смотрю на все с двух точек зрения: одна — это взгляд правильного меня, а вторая — это взгляд человека, который крутит себе педали и хочет, чтобы его не доставали, не мешали. Я не покривлю душой, если скажу, что некоторых велосипедистов я не люблю. Наверное, точно так не любят водители автомобилей некоторых других водителей, которые делают непонятную фигню.

У нас велосипедистов, которые делают непонятную фигню, и так хватает, а сейчас добавилось.

Мне бы очень хотелось, чтобы все велосипедисты, а точнее каждый из них делал то и ехал так, как он бы хотел, чтобы другие велосипедисты делали и ехали по отношению к нему, особенно навстречу.

Это же базовые вещи, моей дочке в школе это говорят — надо уважать окружающих и поступать так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой.

Я не скажу, что я мега-правильный, могу иногда хватить лишку, но при этом я никогда не теряю бдительности. Во многом, кстати, потому что я езжу на фиксе и моя основная задача — это предвидеть ситуацию на 10-20 метров вперед. Все бы так — и было бы гораздо комфортнее всем ездить.

Этот пост ещё интереснее: Как смазывать цепь велосипеда

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!