Техника

В чём разница между дорогим и дешёвым велосипедом?

Увидев в магазине велосипеды за $300 и за $2300 многие люди не могут понять, чем они отличаются и почему цена похожих внешне моделей такая разная. Действительно, все велики выглядят в целом одинаково: два колеса, руль, рама — простой механизм, где здесь может быть подвох?

В зависимости от достатка и степени увлечённости, для каждого человека максимальная сумма на покупку велосипеда будет разной. Разными для всех будут и понятия «дорогой» и «дешёвый». Но условная $1000 в два, а то и в три раза выше месячной зарплаты большинства белорусов, и для них велосипед за такие деньги определённо считается дорогим.

Самые распространённые модели в белорусских магазинах стоят в районе $200-$300, примем их за условно дешёвые, а к условно дорогим отнесём велики с ценой $1000 и выше.

Верхнего предела цены не существует. Можно купить себе велик ручной сборки, украшенный золотом, за $40 000, но совершенно очевидно, что цена в данном случае обусловлена не столько качеством и чем-то материальным, сколько исключительным сервисом и уникальностью заказа.

В производстве велосипедов, как и большинства других товаров, существует связь цены и качества. Общее правило «чем дороже, тем лучше» в целом правдиво, но связь не линейна.

Разницу между велосипедами за $9000 и $10 000 можно и не найти. В такой ценовой группе вы гарантированно получите отличное качество, но также заплатите за обслуживание, престиж марки, индивидуальный подход и так далее.

Отличия между двумя дорогими моделями наверняка будут минимальными, если будут вообще. А вот между велосипедами, например, за $300 и $1000 разница будет заметна. В чём же она?

Геометрия

Длина труб рамы и углы между ними составляют набор геометрических характеристик или, говоря проще, геометрию велосипеда. От неё зависит стабильность, управляемость, сцепление колёс с дорогой, возможность быстро набирать и поддерживать скорость, а также посадка и удобство велосипедиста в разных условиях.

© fujibikes.com

Производители недорогих велосипедов как правило не уделяют разработке геометрии рам много внимания. Для этого нужны опытные инженеры-конструкторы и неоднократные тесты множества образцов, а это дополнительное время и деньги.

Для снижения цены недорогие бренды используют одни и те же шаблоны год за годом, а чтобы получить разные размеры велосипеда, просто изменяют длину подседельной трубы, не пересчитывая другие параметры пропорционально. В результате получаются громоздкие монстры, которые мало кому подходят. Как их ни настраивай, они не станут удобными, потому что форма их рамы этого не позволяет.

Крупные фирмы-производители постоянно ищут компромиссы между различными характеристиками при разработке оптимальной геометрии для каждого типа велосипедов, экспериментируют с материалами, формой, диаметром и углами соединения труб. На это уходят средства, которые затем учитываются при формировании цены на конечный продукт.

Отдавая за велосипед больше денег, вы фактически оплачиваете стоимость его разработки и тестов, но также с большой долей вероятности получаете подходящий размер, удобство и удовольствие от езды.

Материалы

Материал, из которого изготовлена рама, влияет на то, сколько велосипед весит, как ведёт себя в движении, разгоняется, выглядит и, конечно, сколько стоит.

Абсолютное большинство недорогих велосипедов и моделей средней ценовой категории сделаны из стали и алюминия. Более дорогими и редкими являются карбон и титан, компоненты из которых можно встретить в великах за условную $1000 и больше.

Хром-молибденовая сталь марки 4130

Стоит учитывать, что у одного материала могут быть разные классы с разными свойствами, которые будут работать лучше или хуже — и стоить соответственно. Например, два велосипеда из алюминия могут иметь разный вес и выдерживать разные нагрузки при прочих равных условиях, потому что один сделан из металла более высокого класса, чем другой.

Из чего выполнены другие компоненты важно не меньше. Колёса, например, с использованием карбона, позволяют существенно уменьшить вес велосипеда по сравнению с колёсами со стальными втулками и спицами, но и стоить будут гораздо дороже. Материалы рамы, вилки, трансмиссии и всех остальных деталей влияют на характеристики велосипеда и, как следствие, на его цену.

Качество компонентов

У крупных производителей, таких как Shimano и Sram, есть разные группы запчастей, отличающиеся по качеству и, соответственно, цене. На недорогие велосипеды обычно устанавливают комплектующие из начальных групп (например, Shimano Tourney), а иногда и вовсе китайские безымянные детали. На более дорогие модели ставят комплектующие из групп высокого уровня.

Разница может быть не видна на первый взгляд, но ощутима во время езды. Дорогие компоненты переключают передачи легче и чётче, а их настройку получается выполнить более точно и делать это нужно реже.

К тому же чем дороже детали, тем они меньше весят и дольше изнашиваются. Например, дорогая цепь вероятнее всего будет облегчённой, иметь покрытие, устойчивое к коррозии, удобный замок и может прослужить в несколько раз дольше.

Кроме трансмиссии на комфорт влияют и другие компоненты. Так от формы и материалов седла зависит, через сколько километров пути у вас заболит зад, от качества грипсов — насколько удобно руки будут лежать на руле, от педалей — сколько усилий уйдёт на то, чтобы их крутить. Для лёгкой и приятной поездки имеет значение каждая мелочь. Дьявол в деталях.

Качество сборки

У недорогих брендов крупноузловую сборку выполняет чаще всего низкоквалифицированная рабочая сила — люди с минимальными знаниями и небольшим опытом. Их работа оценивается не качеством, а количеством велосипедов, которые они могут собрать за день.

У человека, который контролирует рабочих на линии, скорее всего тоже знаний негусто и лишь чуть больше опыта, и он не собирается тратить много времени, чтобы внимательно проверять каждую единицу.

Поэтому у недорогих велосипедов бывают соединения, которые затянуты недостаточно или слишком сильно. Бывают детали, которые слабо смазаны или, наоборот, буквально залиты смазкой, и прочие подобные недочёты.

Такой велосипед может некоторое время ездить нормально. Но если вы не проверите его у компетентного механика и не исправите ошибки сборки, неправильно установленные компоненты будут изнашиваться гораздо раньше, чем должны, и это рано или поздно скажется на качестве езды. В худшем случае что-то сломается — как это бывает, в самый неподходящий момент — и в результате вы можете остаться без велика или получить травму.

Заслуживающие доверия производители уделяют сборке велосипедов много внимания, поэтому гораздо более вероятно, что все узлы будут собраны со всей тщательностью, закручены с тем усилием, с которым нужно, и правильно смазаны.

Вес

Два велосипеда с похожими рамами, например, из стали, могут значительно отличаться по весу.

Во-первых, разные марки одного и того же металла имеют разные физические свойства, в том числе и вес.

Во-вторых, технология производства играет большую роль. Тесты показали, что нагрузки на раму неравномерные: максимальное напряжение образуется на концах труб в местах сварки, минимальное — в центре. Крупные производители пошли по пути использования баттированных труб (butted tubing) с большей толщиной стенок на концах и меньшей в середине, что позволило уменьшить вес рам. Производство таких труб более дорогое, и в моделях низшего ценового диапазона их не используют.

Общий вес велосипеда также зависит от комплектующих. Несколько лишних граммов на одной детали, несколько — на другой, и вот уже набежала существенная разница в весе между дорогим велосипедом и вариантом подешевле.

© kellysbike.com

Вспомните, сколько раз вы выбирали более длинный путь вместо того, чтобы поехать короткой дорогой, но немного пронести велосипед в руках, например, через подземный пешеходный переход? Одно дело тащить на себе 18-килограммовый AIST и совсем другое — современный велик, который в два раза легче.

Дизайн

Внешний вид — исключительно дело вкуса. Кто-то любит яркие краски и обилие декора, кому-то по душе лаконичные монохромные варианты. Разница между дорогими и дешёвыми велосипедами в том, что первые гораздо чаще выглядят стильно и современно, а вторые даже в год выпуска кажутся устаревшими лет на 15.

Дело в том, что в крупных брендах работают собственные профессиональные дизайнеры, которые отслеживают тенденции не только в оформлении велосипедов, но и в целом изучают вкусы и предпочтения людей и отражают их в каждой новой коллекции каждый новый сезон. Они подбирают компоненты, учитывая общий дизайн будущей модели, поэтому готовые велики выглядят гармонично.

Оба велосипеда выпущены в 2019 году. Угадаете, какой из них дешевле?

Недорогие марки обычно привлекают сторонних художников или вовсе оставляют выбор дизайна за китайскими фабриками. Компоненты заказывают стандартные в тех цветах, которые им предлагают поставщики, главное — цена пониже. В итоге получаются аляповатые чудовища, разукрашенные «под хохлому».

Конечно, то, как выглядит велик, не влияет на качество езды напрямую, но имеет большое значение для отношения к поездкам в целом. Красивыми вещами приятно пользоваться, это хочется делать чаще, и велосипед станет любимым только тогда, когда в нём будет нравится всё, даже его внешность. Почти как с выбором партнёра — внешность не играет решающую роль, но всё-таки лучше, если она нравится 🙂.

Бренд

Как и в любой отрасли, у многих крупных производителей есть репутация, которая в некоторой степени оправдывает высокую цену. Эта репутация основана на множестве дополнительных факторов, таких как гарантии, отличное обслуживание, признанное качество сборки, привлечение профессиональных спортсменов к тестированию и рекламе и тому подобное.

Многие марки за годы своего существования создали себе репутацию, которую люди считают достойной того, чтобы заплатить больше. Это может быть оправданно, но лишь отчасти.

Знаменитый логотип на раме не добавит вам удобства, скорости и манёвренности, поэтому будет разумно выбрать велосипед известного, но менее «крутого» бренда, чем модель с такими же характеристиками от производителя с репутацией элитного. Так вы получите аналогичное качество, но по более низкой цене.

Стоит ли покупать дорогой велосипед?

Подвох дешёвых велосипедов в том, что они, как правило, неудобные: тяжёлые, медленные и плохо управляемые. Если это так, то вы, скорее всего, будете ездить мало и неохотно. Будь велик получше, вы бы больше наслаждались каждой поездкой и, вероятно, ездили бы чаще.

Частота использования — важный аспект, который определяет полезность купленной вещи лично для вас и часто напрямую зависит от цены. Купив недорогой велосипед, у вас больше шансов разочароваться в нём и ездить мало.

Например, на велосипеде за $200 вы прокатитесь всего 5 раз за лето, а остальное время он просто простоит немым укором. Цена одного использования в таком случае составит $50.

На велосипеде за $900 вы будете ездить чаще, потому что за такую цену наверняка получите больший комфорт и удобство использования. Если ездить хотя бы два раза в неделю одно лето, то цена каждого использования получится примерно $34 — это ощутимо ниже, чем у модели за $200. В конечном счёте со временем более дорогой велосипед окажется более выгодной покупкой.

Решение о том, насколько дорогим должен быть велик, стоит принимать в зависимости от того, как именно вы планируете его использовать. Если вы просто хотите по-пенсионерски кататься по окрестностям или изредка ездить в магазин, то дорогой велосипед вам ни к чему, подойдёт и обычный стальной AIST за $100. По крайней мере не будете беспокоиться о его краже.

Среднестатистический комьютер не нуждается в какой-то исключительной скорости, которую обеспечат рама и колёса из карбона. Не нужен ему и велосипед повышенной прочности, который справится с горными спусками. А вот качественная и подходящая трансмиссия, чтобы не потеть на горках, и небольшой вес, чтобы легко носить велосипед по ступенькам и лифтам, будут полезны.

Если вы ездите каждый день на работу и хотите приезжать сухим и бодрым, разумно потратить чуть больше денег и выбрать лёгкий и манёвренный велик.

Если же вы хотите достигнуть серьёзных результатов, побить рекорды в Strava и у вас есть деньги, то почему бы не воспользоваться всеми дополнительными преимуществами, которые дают дорогие материалы и компоненты?

Производители велосипедов, как правило, предлагают похожие модели по сходным ценам. При этом у одного велосипеда будут лучшие тормоза, а у другого — большее количество передач. Каждый бренд экономит на одних элементах и вкладывает максимум в другие, чтобы использовать последние как преимущество перед конкурентами.

Поэтому в рамках одной ценовой группы вы можете встретить велосипеды с разным уровнем компонентов и материалов. Это отличная возможность выбрать ту модель, которая отвечает вашим потребностям, и не платить больше за то, что для вас не имеет значения.

И каждый раз, выбирая велик, помните о том, что за более высокой ценой обычно стоит комфорт и, как следствие, ваше желание ездить. А ведь это именно то, ради чего и совершается покупка.

Этот пост ещё интереснее: Стала известна дата проведения велокарнавала «Viva Ровар» 2020

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!