Люди

Женя и его розовая ласточка

Отзыв о Fuji Feather от человека, которому есть, с чем сравнивать синглспид

Женя, 29 лет, работает контент мэйкером и с достоинством ездит на нежно-розовом велике. Он поделился с нами своим мнением о конфликтах с пешеходами, езде на «горнике» и порассуждал, чего не хватает Минску, чтобы всем — и пешеходам, и водителям, и велосипедистам было счастье.

— Как давно ты велосипедист?

— Это началось очень давно, даже не помню точно, наверное, в начальной школе. Я очень хотел велосипед, и папа купил мне «Аист» раскладной.

— Они у всех, наверное, были. Твой был бордовый или бирюзовый?

— Он был ярко-салатовый, как жук!

— Круто!

— Это был странный велик — он постоянно ломался и с ним было не клево. Но зато я тогда первый раз в жизни сел и поехал кататься без разрешения, выехал из двора.

Я доехал от района Кунцевщина (сейчас там Каменная Горка) до Пушкинской и просто офигел тогда. Это был шок, я думал: «Ничего себе, вот это я далеко уехал! Один! Мир такой большой!» Но вернулся обратно, потому что был напуган (в ред.Урбаноид) дальше ехать. Так началось знакомство с велосипедами.

Потом у меня долго не было велика, а когда я в универе учился купил горник — МТБ. Это был Specialized Hardrock Black Punk, как-то так он назывался вроде…

— Погоди. Это было под влиянием моды, ты решил спортом заняться или почему?

— Мне просто захотелось велосипед, а я тогда вообще не шарил что есть шоссеры, синглы, тем более фиксы. Вообще ничего не знал по этому поводу и думал, что если уж велосипед — то надо купить горный, конечно же. Купил его и откатал на нем четыре сезона и подумал, что все, хватит, я больше не могу.

— Четыре сезона на МТБ — ты долго продержался! Это мощно.

— Это ужасно! Сначала все клево, а потом ты постепенно начинаешь понимать, что все, ты раскручиваешь велик до максимума, а он не едет! Просто он достиг своего пика — 30 км/час, и все. И он ужасно тяжелый, а это постоянно тебя напрягает, что ты никак не можешь его раскочегарить. В лес я не ездил, а по бордюрам прыгать не любитель. Когда катал, использовал максимум одну-две передачи, а обслуживать это все — ай!

В универе у меня появился дружище, который дико топил за шоссейники: «Шоссейники — класс, попробуй, тебе понравится!» А я думал, это фигня какая-то. Потом у него появился фулл-карбон шоссер (велосипед, рама и вилка которого сделаны из углеволокна — прим.ред.), и он сказал: «Женя, мы едем кататься!» Мы выехали на велодорожку, и он сказал: «Ты просто сядь и просто проедь». Я сел — ну, и все!

Я все понял. Когда каждое вваливание педалей ты начинаешь чувствовать, как велик ускоряется, реально ускоряется, едет и все классно — это кайф. Я кайфанул.

— Очень знакомое чувство. Расскажи о своем теперешнем велике. Откуда эта розовая ласточка?

— Эту ласточку я купил у знакомого, он продавал велик, я так понял, своей девушки. Модель 2013 года выпуска, старенькая. Мне тогда не хватало немного денег, я закинул ему первую часть оплаты, потом продал свой МТБ и закинул еще, но он сказал: «Да все нормально, бери катай».

В итоге я езжу на этом веле уже три года, это третий его сезон.

— Что-то менял в нем?

— Да, в принципе, от первоначального велика здесь осталась только рама. Вилку я заказывал у чувака из КБ Стрела из Москвы, он делает под заказ вилки и рамы кастомные. Я попросил сделать почти прямую вилку, чтобы минимальные там зазорчики — эстетика, все дела! Хотя вилку я менял с большего от того, что у меня немного начала приплывать старая, поэтому это было вынуждено.

А потом понеслось — взял новый вынос, взял к нему баран. Трековый баран — прикольная тема, но иногда надоедает постоянно агрессивная посадка, захотелось попробовать что-то еще. Сейчас стоит райзер, но это я так, буквально неделю назад взял потестить, посмотреть, каково это на прямом руле ездить. На прямом тоже прикольно, но баран я продавать не собираюсь.

— Что еще заменил?

— Седло поменял, сейчас едет ко мне новый подседел и новый подседельный хомут. Педали поменял, в следующем месяце поменяю систему на трековую.

У меня синглспид, я не угораю по фиксированной передаче. Пробовал покататься, но понял, что я, наверное, уже немножко староват для этого. Не хочется учиться по новой, привыкать к велику.

Раньше я часто ездил по «проежке», а когда по проезжей части едешь, может кому-то более удобно на фиксах, но мне более удобно на фривиле. Я так лучше контролирую велосипед, лучше понимаю, что он сейчас будет делать, всегда могу остановиться, потому что у меня есть два тормоза — то есть все нормально.

— Ты же в курсе, что ездить по проезжей части запрещено?

— Да. С нашими прикольными правилами я уже получил штрафчик в прошлом месяце и уже как-то не очень хочу катать по дорогам.

— Сделал выводы, учел закономерность?

— Есть неприятный осадочек. Это смешно, конечно, но Беларусь, насколько я знаю, единственная страна в Европе, где запрещено ездить на велосипеде по проезжей части.

— Вроде бы даже в мире.

— В мире? Вообще отлично! Просто замечательно!

Раньше же можно было, потом запретили. Логики в этом я никакой не вижу. Зачем запрещать? Вот, пожалуйста, сделали велополосу рядом с Комаровкой, все замечательно, все прекрасно. Там пока паркуются некоторые, но мне хочется верить, что это не из-за того, что у нас ужасные люди, им так хочется — и они паркуются, нет. Просто нужно какое-то время, люди привыкнут, и проект пойдет по всему городу.

У нас просто так принято в стране — если мы что-то не можем регулировать, то легче запретить. Такая вот фигня.

— Оставим эту печальную тему. Расскажи про экипировку, какая нужна?

— Экипировка? Все, что на мне!

— Женя, а где шлем?

— Шлем… ну, он у меня есть, он лежит. Я в основном езжу по «пешеходке», и вот эта вот дурь, которая в молодой голове, что надо втопить, уже прошла.

— Конфликты с пешеходами бывали?

— Стараюсь избегать.

Едешь, видишь, что на всю дорогу растянулись пешеходы. Зачем делать конфликтную ситуацию? Немножко затормозил, подал им какой-то знак, объехал — ничего страшного.

Я просто за столько времени на велике понял, что наши люди, которые идут по велодорожке или по тротуарам, где полоса, они в любой момент могут дернуться, особенно дети маленькие. Не нужно конфликтовать, потому что это бесполезно. Начнется «я прав, а ты неправ» и чуть ли не мордобой. Легче просто расслабиться и объехать.

— Ты прямо дзен постиг!

— Ну, не всегда, не всегда, врать не буду. Было и у меня пару конфликтных ситуаций. На велодорожке тоже, когда я ехал однажды, хорошо ушатавшись, а человек решил посмотреть репетицию парада и стоял почему-то на велодорожке. А еще дождь шел, я выехал из-за поворота, замечаю его в последний момент и начинаю ему орать: «Вы, мужчина, неправы, отойдите, пожалуйста!» (в ред.Урбаноид) Резко по тормозам, у меня срывает заднее колесо, и я просто раскладываюсь о велодорожку.

— Жуть! Сильно тебе досталось?

— Разбил очки, ноутбук разбил. Сам… нормально.

— То есть на таких колесах в мокрую погоду не поездишь?

— Не совсем. Надо понимать и привыкнуть. Меня жизнь научила, я пару раз упал на велике именно в дождь, и понял, что не стоит на большой скорости большой угол закладывать на повороте — можно больно упасть.

Бывает, что ты утром вышел — погода классная, а возвращаешься — она уже испортилась. Не стоять же, не ждать. Просто едешь аккуратно и все нормально.

— Что с собой возишь обычно? Может дождевик или еще что для непредвиденных ситуаций?

— Я не любитель с собой много чего таскать. У меня вот что: замок, ключ на 15, мультитул и насос. Сумка у меня так — проехал, водички купил, закинул в нее, выпил, выкинул бутылку.

— Ты ничего не велик не вешаешь?

— Да и у меня и креплений нет. Бывает видишь велик, обвешанный весь: велокомпьютер, тысяча фонарей, держатели для бутылок и для всего плюс куча сумок. Нет, я такое не люблю. Мне нравится, когда сел на велик и поехал, чтобы не нужно было все это.

Когда я ездил на работу и возил с собой ноутбук, мне приходилось ехать с рюкзаком, а у меня еще ноут висит. Меня это очень сильно напрягало, начинала болеть спина.

— А в чем обычно ездишь? Есть ли для тебя сезонность?

— Сезонность дело такое… Когда первый снег, уже все, невозможно кататься, потому что плохое покрытие дороги, и это очень опасно становится. А когда просто холодно, надеваешь какую-нибудь «термуху», бафф на шею, чтобы не замерзнуть, и все. Вообще, когда едешь на велике, тебе тепло.

Сезонность больше зависит от человека, насколько ему лениво будет собираться. Хочет он поехать в тепле, в общественном транспорте или вообще такси вызвать. Или сесть на велик и погнать.

— Ты пользуешься велосипедом как транспортом?

— Да. Я в основном езжу на работу и домой, по делам или просто потусоваться. Когда я покупал вел, у меня не было идеи, как у большинства людей у нас, наверное, что это супер-рекреация, пару раз в недельку выехать на выходных покататься, когда хорошая погодка. Я сразу брал велик для поездок везде, потому что мне по кайфу эта тема, мне нравится передвигаться на нем именно как на транспорте.

Да, иногда бывает реально лениво. Ты все-таки себя заставляешь, выходишь на улицу, садишься на велик и начинаешь крутить. И буквально через километр ты уже кайфуешь и думаешь, как классно, что поехал. Размотал себя, раскочегарил, и все хорошо.

— Многие не решаются ездить на велике в качестве транспорта, ссылаясь на аргументы типа «далеко — не доеду», «в городе бордюры — это сложно». Как ты к этому относишься?

— Это супер-заблуждение.

Это максимально ужасная вещь, которую совершают маркетологи, работающие в веломагазинах, куда завозят только МТБ. Они продвигают идею, что у нас очень тяжело ездить по городу, очень плохие дороги, плитка и огромные бордюры, покупайте МТБ — будете по ним скакать. Это не так!

Я замечаю, что в последнее время все больше и больше людей пересаживаются с МТБ на городские модели, на шоссейники либо на циклокроссы, на синглы. Все меньше и меньше людей ездят на горниках, потому что, наверное, они понимают, что это бесполезно, непрактично, неудобно и тяжело.

А по поводу бордюров — сейчас практически везде их занижают, это не такая проблема в принципе. А если и есть где бордюр — запрыгнуть на него тоже не проблема. Просто замедлился немного, хоп! — закинул одно колесо, закинул второе и поехал дальше. Это не проблема, просто, мне кажется, кто-то ленится и кто-то не хочет бороться со своими стереотипами в голове.

Иногда останавливаешься на светофоре, подъезжает какой-нибудь дядька на горнике, смотрит на тебя оценивающе и спрашивает: «И что, и как, и нормально? И с колесами ничего не происходит?» Я говорю: «У меня в камерах 8.5 атмосфер, мне нормально вообще!» Конечно, может быть жестковато, но с колесами все отлично.

— Обслуживание, судя по всему, не требуется особо?

— Я купил велосипед, прокатал три сезона и заехал к ребятам в веломастерскую просто проверить, где у меня восьмерки. Там чувак прокатывает колесо на стенде, раз спица, два спица — это колесо готово. На втором три спицы подкрутил — и все! За три сезона! А я довольно активно катаюсь. Мне кажется, это уровень, это показатель. А на моем МТБ колеса ушатывались очень быстро.

— С кем чаще всего катаешься?

— Честно, я раньше пробовал кататься с кем-то, но быстро понял, что мне это абсолютно не нравится. Мне нравится кататься одному.

Ты не зависишь от темпа других людей, они не зависят от твоего темпа. Один ты просто едешь и едешь, как и куда хочешь, а когда ты едешь в группе, тебе все-таки нужно подстраиваться. А это не очень весело, особенно когда ты едешь с каким-нибудь человеком, который примерно раз в год вылазит на велике прокатиться. Он очень медленно едет, и ты думаешь: «Ну, давай, чувак, давай, хоть как-нибудь, но роди уже!» Поэтому мне по кайфу больше ездить одному.

— Какой совет самому себе, только начинающему кататься, ты мог бы дать сегодня?

— Блин, ну это так не работает!

— Ок, тогда что бы ты сделал иначе?

— Я бы лучше сразу начал с таких великов и в спорт не ушел бы, нет. Может быть, когда совсем малой был, попробовал бы именно с фикса начать, чтобы угореть тогда по этому безбашенному стилю катания без тормозов. А потом все равно пришел бы к синглу.

Вообще такие велики, как мой, можно брать как базу и делать с ними все, что душе угодно. Что я, в принципе, и делаю. Разобрать, перебрать его несложно, самому разобраться в этом очень просто. По обслуживанию этот велик — супер-классный, супер-замечательный. А с МТБ у меня была прямо беда. Постоянно переклюки сбивались, не перещелкивались, была проблема с кассетой задней. Ой, не хочу даже вспоминать, это было ужасно.

— У тебя есть мечта велосипедная? Что бы ты хотел купить?

— Если бы было много денег, я бы себе купил циклокросс. Циклокросс я считаю идеальным велосипедом вообще. Он чем крут? Он такой же красивый, как шоссейник, но за счёт того, что у него примерно 32-ые по ширине колеса стоят, ты можешь на нем ездить и по пересеченной местности. И мне нравится, что он ригид, у него нет амортизаторов. Ты едешь и чувствуешь велик и дорогу. Меня не смущает, что может где-то жестковато, это ничего страшного. В общем циклокроссы мне нравятся, но они, блин, дорогие. Но может быть, когда-нибудь…

Этот пост ещё интереснее: Велосипедная экскурсия по Минску для гостей города

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!