Люди

Яша и его Velomobiel Quest

Впечатления немца о белорусских дорогах, сотрудниках ГАИ и людях

Как правило, посещение иностранцами Синеокой не становится чем-то особенным. Но недавно нашу границу с запада пересёк Яша Бойттлер на странном ярко-жёлтом «банане», и сразу привлёк к себе всеобщее внимание. Урбаноид встретился с необычным путешественником и узнал, кто он, откуда и что делает в нашей стране.

— Расскажи, откуда ты и чем занимаешься у себя дома?

— Я живу в Хэрне (нем. Herne) — небольшом городе рядом с Дортмундом и Дюссельдорфом, работаю SAP-разработчиком. Мой обычный рабочий день выглядит примерно так: я сижу за компьютером в офисе и набираю на клавиатуре цифры и буквы — в общем, я обычный программист с обычной рутинной работой в офисе.

— Но у тебя совсем необычное увлечение.

— Я с детства люблю велосипеды. Я родился и вырос в маленькой деревне в 12 километрах от ближайшего города Констанц. В нашей деревне ходили автобусы, но нужно было постоянно думать о расписании — когда автобус приедет, когда будет следующий. Поэтому я всюду ездил на велосипеде: в школу, на озеро, к друзьям.

Яша Бойттлер

Тогда у меня был обычный велик, но погода не всегда хорошая, а ветер не всегда попутный, и я стал искать более комфортные варианты. Так я узнал о веломобилях.

В 2017 году мой друг решил продать свой и предложил его мне. Я попробовал проехать, мне понравилось, и я подумал: «Почему бы и нет!»

Так в дополнение к обычному велику у меня появился вот этот — голландский Velomobiel Quest.

Velomobiel Quest

— То есть это не уникальный велосипед, сделанный на заказ, а серийная модель?

— Да. В Германии и других странах Европы есть целая сеть магазинов, где можно купить такую и другие похожие модели. К тому же есть компания Trimobil, которая продаёт веломобили. Их магазин находится прямо по соседству с моим домом. Поэтому купить такую штуку не проблема, это может сделать любой.

— Как он устроен?

— Очень просто. На Т-образном руле под левой рукой ручка переднего переключателя, под левой — заднего, как в обычных велосипедах. Тормозная ручка общая для правого и левого колеса, поэтому торможение происходит одновременно обоими передними колёсами.

Педали находятся глубоко в носовой части, они контактные, потому что так получается крутить более эффективно: давишь и тянешь одновременно.

Цепь здесь нужна длинная, около 4 метров, поэтому я покупаю три обычные велосипедные и соединяю между собой. Несмотря на такой, казалось бы, большой расход цепей, получается выгодно, потому что на обычном велике цепь приходится меня каждые 2-3 тысячи километров пробега, а тут — каждые 10-15 тысяч. Цепь защищена от влаги и грязи, поэтому изнашивается гораздо медленнее.

Два передних колеса диаметром 20 дюймов с покрышками шириной 28 миллиметров, заднее колесо — 26 дюймов с покрышкой 32 мм. Это стандартные размеры колёс для веломобилей.

Тормоза тут барабанные, потому что они служат дольше и не боятся грязи. Есть кнопка клаксона (он очень громкий, как в автомобилях) и управление сигналами указателей поворота.

Есть задние фонари и фара, габариты и противотуманные огни. Когда погода плохая, я включаю всё сразу, чтобы быть заметнее на дороге.

Это всё было сделано промышленным способом, а я сам добавил подсветку внутри корпуса. Так удобнее искать что-то в темноте и обслуживать механизмы.

Внутри обшивки кроме велосипеда и сиденья ничего нет, поэтому остаётся ещё много места для разных вещей, и можно путешествовать с комфортом. А в современных моделях сзади даже добавлен багажник, где можно возить всё, что угодно: покупки, пиво на вечеринку, собаку или даже ребёнка.

— Обслуживание сложное?

Не очень. Почти все детали здесь такие же, как в обычных велосипедах, купить можно в любом веломагазине, поэтому проблем с ремонтом и техобслуживанием обычно нет.

В этой модели есть сложность с заменой или ремонтом колёс: они находятся под обшивкой, поэтому нужно откручивать часть днища, чтобы это сделать. Но у всего есть свои минусы, поэтому ничего страшного.

— В чём отличие веломобиля от обычного велосипеда, помимо очевидного — внешнего вида?

— Защита от плохой погоды, от ветра — а ветер бывает проблемой для всех велосипедистов, я знаю. У него лучше аэродинамика. Когда ты едешь, ты разрезаешь воздух, словно нож, поэтому можно достичь более высокой скорости, чем обычный велосипед, при таком же усилии.

Веломобиль больше подходит для тех, кто хочет ездить на значительные расстояния каждый день, например, для комьютеров.

А ещё он более безопасный, чем обычный велик. Опыт показывает, что при столкновении с машиной большая часть энергии от удара расходуется на то, чтобы разрушить оболочку, и водитель при этом остаётся цел.

— Твой опыт показывает? Ты попадал в аварии?

— К счастью, нет. Но моего друга на веломобиле однажды сбила машина на скорости 50 км/ч, въехала в него под углом 90 градусов. Веломобиль был полностью уничтожен, а мой друг отделался парой ушибов, даже переломов не было.

А я в первую неделю после покупки не справился с управлением на извилистых дорогах Милана и вылетел в кювет. Перевернулся несколько раз, но всё хорошо, только царапины на корпусе остались как напоминание.

— Ты был в шлеме?

— Нет, я без шлема езжу, и вот почему: верхняя часть веломобиля в области подголовника узкая, шлем шире её. Во время аварии, если перевернёшься, шлем будет первым касаться земли и принимать основной удар на себя, а это небезопасно. В новых моделях это учли и сделали подголовник более широкий, поэтому шлем будет только добавлять безопасности.

— Планируешь купить себе что-то посовременнее?

— Да, в январе хочу купить модель из карбона — тоже подержанную, так будет дешевле. Но и Quest продавать не буду. У меня достаточно места в гараже для хранения обоих, поэтому оставлю, буду кататься с друзьями.

— Сколько такая штука стоит?

— Это зависит от модели и материала. Мой экземпляр не новый, куплен с рук и сделан из стекловолокна — оно тяжелее карбона, хуже защищает в случае аварии и поэтому дешевле. Стоит такой примерно 3-3.5 тысячи евро. Это хороший вариант для тех, кто не хочет каких-то высоких скоростей, а просто ищет удобство.

Новая, современная модель из карбона может стоить как автомобиль, и скорость может развивать примерно такую же.

— Какую?

— Мой Quest весит 36 кило и на ровной поверхности достигает 35-40 километров в час, а лёгкие карбоновые весят по 18-20 кг и могут развивать 55 и даже 60 километров.

— А вот наклейка с предупреждением о 80 км/ч — это что такое?

— О, это шутка моего друга! Я однажды разогнался до 100 км/ч, и он наклеил мне эту наклейку как напоминание о безопасности. А потом какая-то газета сфотографировала меня в веломобиле, и на фото оказалась видна эта наклейка, как будто я с такой скоростью езжу. Я рассказал об этом другу, и мы посмеялись.

— Но ты ведь сказал, что 35 км/ч для твоей модели это максимум.

— Да, на ровной поверхности. А если ехать с горы, как я это делал в Альпах, по гладкой дороге, довольно долго — то можно и так разогнаться. В Беларуси, кстати, я разгонялся до 60 км/ч.

— Расскажи о своём путешествии.

— Я планировал выехать из Хэрне, проехать через Германию и Польшу в Беларусь, отсюда поехать в Клайпеду, паромом добраться до города Киль в Германии и оттуда вернуться домой.

Но поломка колеса изменила мои планы, и после Гермерхсрайма мне пришлось вернуться, погрузить веломобиль в трейлер и так доехать до Тересполя. Большая поездка превратилась в маленькую: из Тересполя я поехал в Пинск, затем в Слуцк, теперь я в Минске, потом планирую через Лиду и Гродно вернуться в Тересполь, а оттуда домой.

Так я проведу свой отпуск.

— Необычный способ отдохнуть зимой. Не лыжи в Альпах, не пляж в жарких странах, а промозглый декабрь в Беларуси. Почему?

— Ну, люди же разные. Есть и те, кто любит путешествовать на велосипеде, и я один из таких. К тому же жизнь — такая штука, которую сложно планировать чётко. Я, например, планировал путешествовать летом, но получилось так, что отпуск у меня случился зимой.

Я подумал: «Ничего страшного, не получится, так хоть попробую». Проверил долгосрочный прогноз погоды в Беларуси и поехал.

— Ты знал, что тебя здесь ждёт?

— Да, я подготовился.

Я был готов к тому, что снега много не будет, люди за пределами Минска плохо говорят по-английски, а правила дорожного движения запрещают езду по проезжей части.

Меня немного удивило, что мелкие загородные дороги грунтовые или гравийные — это неудобно, и я старался ехать по более крупным трассам. Но к чему я точно не был готов, так это к такому количеству внимания!

В Германии если я еду по дороге, а кто-то сигналит, проезжая мимо, это, как правило, означает что-то негативное. В Беларуси — наоборот! Я видел, как люди улыбались и махали мне из окон машин, снимали меня на камеры телефонов, сигналили — и это было позитивно.

Когда я добирался до Минска, у меня не было чувства, что я в опасности на трассе, я не боялся, что меня кто-то заденет. Единственное, что меня беспокоило — это риск для других водителей, когда они притормаживали друг за другом рядом со мной, чтобы внимательнее рассмотреть.

Вообще люди вокруг очень дружелюбные, всё время предлагают мне свою помощь — показать город, как проехать, где остановиться. У меня постоянно берут интервью, делают фото со мной и моим веломобилем. Даже единственный полицейский (инспектор ГАИ — прим. Урбаноид), который меня остановил, сделал это из чистого любопытства, мне кажется.

Яша не преувеличивает. За время общения к нам подходили прохожие, рассматривали диковину, давали советы о  достопримечательностях столицы и, почему-то, настойчиво предлагали показать белорусские леса.

— Как думаешь, такой вид транспорта станет популярным в будущем?

— Я думаю, что велосипеды в целом, любых моделей и типов — это будущее для европейских городов. Больше велосипедов значит меньше машин, меньше трафика, меньше пробок, больше комфорта. Но для развития нужны действия. Как только появится удобная и развитая инфраструктура: велодорожки, выделенные велополосы, крытые и надежные парковки, велосипедистов станет больше само собой.

В Германии, да и везде в мире, наверное, есть люди, которые будут ворчать, что велосипеды занимают полосы на автомобильной дороге, что велосипедисты не платят налоги за пользование дорогами, и так далее. Но опыт таких стран, как Голландия, показывает, что увеличение числа велосипедов уменьшает число машин на дорогах.

Те, кто не может отказаться от автомобиля — экстренные службы, такси, доставка товаров — останутся, но обычные люди сменят авто на велосипед, и города станут свободнее и чище. Это логично.

Обновлено 14.12.2019 в 16:25: внесены уточнения по просьбе героя.

Этот пост ещё интереснее: Место работы: сервис XYTKI.BY

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!