Своими глазами

Место работы: сервис XYTKI.BY

Откровения велокурьеров о доходах, чаевых, зимней езде и белорусском законодательстве

Этот выпуск «Места работы» посвящён людям, которые не просто ездят на велосипеде, а зарабатывают этим деньги — велокурьерам XYTKI.BY. Урбаноид пообщался с представителями двух сторон: основателем сервиса и курьерами, чьими силами выполняются доставки.

XYTKI.BY открылся летом 2017 года. Это сервис курьерской доставки, который принципиально отличается от других служб. Если традиционные логистические компании типа DHL или EMS нанимают курьеров и дают им список доставок на день, то данный сервис этого не делает. Он выступает лишь в качестве посредника и соединяет спрос в лице заказчиков и предложение в лице свободных курьеров.

Очень напоминает Uber: заказчик оставляет на сайте заявку с информацией о том, что нужно доставить, откуда и куда. Любой свободный курьер, находящийся в это время рядом, может взять заказ в работу. При этом курьер волен выбирать, когда ему оказывать услугу и какую доставку брать — сервис этого не навязывает, может только предлагать.

В результате заказчики получают доставку, курьеры — свободный график и оплату в размере 75% от цены услуги, а сервис берёт себе оставшиеся 25% в качестве комиссии.

Основатель сервиса Андрей Троянов рассказал, как выглядит система с точки зрения курьеров.

Андрей Троянов

– Всё очень просто и прозрачно. Нет никаких дополнительных плат, тарифов «за вход», минимального количества доставок и других подводных камней — ничего такого не существует.

Более того, для начала сотрудничества с сервисом курьеру даётся персональный виртуальный счёт, куда зачисляется бонусная сумма в 400 рублей. Это даёт возможность курьеру оказывать услуги доставки с более ценным содержимым при недостаточности средств на личном счете. Это своего рода виртуальный рейтинг курьера в системе.

Например, заказчик оценивает стоимость содержимого доставки в 100 рублей. Эта сумма блокируется на персональном счёте курьера, который состоит из бонусного и личного счетов, до тех пор, пока вещь не доставлена получателю. То есть курьер становится материально ответственным за неё, пока не отдаст клиенту.

Если курьер по каким-то причинам пропал, испортил или присвоил вещь, эта сумма переводится заказчику, а курьер отключается от системы навсегда. Если доставка завершена успешно, деньги разблокируются, и можно работать дальше, снова используя как бонусный, так и личный счета.

Бонусный счёт — это аванс, причём не столько финансовый, сколько аванс доверия. С его помощью курьер может брать и те заказы, в которых объявленная ценность предмета довольно высокая.

Бывают и более дорогие вещи, для которых нужна сумма больше 400 рублей. В таком случае курьер может либо постепенно заработать деньги для этого, либо пополнить счёт сам. Но мы это не навязываем, не стимулируем курьеров так поступать, потому что это противоречит местному менталитету. Отдавать деньги для того, чтобы их зарабатывать, для многих странно и непонятно.

Поэтому сейчас в личном кабинете курьера реальный личный счёт и виртуальный бонусный счёт существуют раздельно. На бонусном находится начальная сумма 400 рублей и накопленные за успешные доставки бонусы. На реальном — сумма, которую курьер заработал. Именно его он может пополнять, если захочет. Общая сумма на обоих счетах учитывается, когда нужно взять дорогую доставку.

– Кто может стать велокурьером?

– Курьером и велокурьером в частности может стать любой дееспособный человек старше 18 лет. Для того, чтобы начать, даже не обязательно быть ИП или юридическим лицом, физлица могут работать некоторое время по договорам подряда. Для понимания, готов ли курьер с нами сотрудничать в качестве ИП, мы даём срок в один месяц.

Напомню, что по законодательству РБ лицо, получающее систематический и регулярный доход от определённого вида деятельности, обязано как минимум иметь статус ИП. Если люди отказываются, мы однозначно не будем продолжать сотрудничество с ними. Поэтому тех, кто планирует работать дальше, мы просим открывать ИП.

В некотором роде, можно сказать, наш сервис несёт в себе и социальную миссию: мы создаём рабочие места в виде новых ИП, которые пополняют бюджет страны своими налоговыми отчислениями.

– По каким принципам вы выбираете людей?

– По общечеловеческим в первую очередь. Я придерживаюсь мнения, что профессионала можно воспитать, а хорошего человека — нет.

Если человек неопрятно выглядит, опаздывает, не выполняет договорённостей, если он, грубо говоря, хам — он нам не подойдёт. Да, курьеры не наши сотрудники, мы это подчёркиваем, но заказчики всё равно ассоциируют курьеров с сервисом XYTKI.BY, а репутация — это то, что держит нас на плаву.

Мы обслуживаем в том числе и корпоративных заказчиков среднего и большого бизнеса. Если бы мы не уделяли так много времени отбору исполнителей, нам бы не доверяли.

– Что вы НЕ доставляете?

– Горючие и легковоспламеняющиеся жидкости, алкоголь, лекарства, животных — в общем всё то, что запрещено для доставки законодательством, а также еду — это просто не наш профиль.

– Курьер это как-то контролирует?

– Существует регламент для курьеров. Если заказчик ведёт себя неадекватно — агрессивно или странно, курьер вправе отказаться от заказа. Если содержимое доставки вызывает сомнения у курьера, он вправе попросить открыть упаковку и показать, что именно находится внутри. Если окажется, что предмет не соответствует правилам сервиса, курьер вправе отказаться от выполнения доставки.

При этом регламент также определяет, что курьер не принимает подобных решений единолично. Если возникают вопросы, он должен связаться с техподдержкой и сообщить о том, что происходит. В противном случае вся ответственность за последствия своих действий будет лежать на нём.

Все эти моменты мы подробно объясняем курьерам перед тем, как они начнут сотрудничество в сервисом.

И заказчики, и исполнители при регистрации оставляют свои реальные данные. Вряд ли взрослый разумный человек решит умышленно нарушать закон, зная, что его легко и быстро можно будет найти со стороны правоохранительных органов.

– Сколько человек в вашей команде?

– Основа команды состоит из 5 человек, которые отвечают за разные направления работы: работу сайта и приложения, связь с заказчиками, связь с курьерами. Плюс мы иногда привлекаем дополнительных людей для расширения каких-то функций или решения каких-то разовых задач. Их мы тоже считаем частью команды, поэтому можно сказать, что над проектом постоянно работают 10-15 человек.

– Сколько доставок было выполнено за всё время работы?

– На сайте есть счётчик, он крутится с первого дня и показывает актуальную информацию, я гарантирую. Например, на сегодня выполнено около 58 тысяч доставок. Если сразу после открытия у нас была одна доставка в день, то сейчас примерно 170-200.

– И все они могут быть велосипедными?

– Я вас, наверное, разочарую, но нет, не все. Предметы весом больше 9 кг доставляются только на автомобиле, есть негабаритные вещи, есть ещё ветер, дождь, скорость. Есть заказчики, которым по разным причинам нужна именно автодоставка. Поэтому только около половины всех заказов можно выполнить на велосипеде, но и это немало. Мы приветствуем велосипедистов.

– Сколько их на сервисе?

– Это сильно зависит от сезона. Из всего потока регистрирующихся на сайте курьеров примерно половина доставляет на автомобиле, около 25% — пешие курьеры, и вот оставшиеся 25% составляют люди на велосипедах. Летом примерно 70-80% из них работают регулярно, а зимой, что логично, количество велокурьеров падает.

– Вы сами ездите на велосипеде?

– Нет. Конечно, сейчас я мог бы сказать, что езжу на велосипеде, не использую пластиковые пакеты, не ем мясо убитых животных, а наш сервис — сторонник исключительно велоперемещений. Но это будет неправдой.

В условиях той действительности, в которой я живу, мне удобнее использовать автомобиль в качестве транспорта. При этом я вижу, что при том количестве пробок, которые постепенно захватывают город, ездить на велосипеде иногда бывает гораздо быстрее. Велодвижение растёт, и это отлично, я двумя руками «за».

Многие интервью с владельцами разных проектов выходят как под копирку: «мы создаём эко-среду», «мы формируем новую культуру», «мы делаем мир лучше» и так далее. Я понимаю, как это звучит, но наш сервис реально это делает!

Мы помогаем людям получать дополнительный доход, если есть основной. Мы можем сами стать основным доходом, это вполне реально. Мы делаем доставку доступной и быстрой, а это позволяет упросить жизнь в городе.

До сих пор многие заказчики удивлены тем, что доставка может быть выполнена сегодня, потому что привычные сроки для всех — это день или даже два. А у нас есть вариант доставки и за 2 часа. Это космические скорости по меркам современного Минска.

Конечно, с точки зрения классической экономики мы посредник, коммерческая организация, но это не отменяет того факта, что мы реально делаем жизнь и бизнес многих людей лучше.

Всё выглядит простым и выгодным. Так ли это на самом деле, Урбаноид узнал у другой стороны сервиса — велокурьеров Алексея и Святослава.

Алексей, 32 года, индивидуальный предприниматель, занимается полиграфией, два года сотрудничает с XYTKI.BY в качестве курьера.
Святослав, 27 лет, в течение месяца подрабатывал курьером как физическое лицо.

На чём ездите?

Алексей: У меня Optima Tornado — это малоизвестный у нас бренд, украинский, но собран он по факту из китайских запчастей.

Изображение предоставлено героем

Велосипед «двухподвес», поэтому ездить на нём по городу, конечно, тяжелее, чем на обычном, но значительно комфортнее. У нас дорога более-менее ровная только на проезжей части, а тротуары в основном в плитке, и амортизаторы уменьшают вибрации.

Почему я его купил? На то время в Минске велосипед с такими же параметрами стоил порядка 500 долларов, а в Украине примерно 120. Цена в четыре раза отличалась!

У меня много родственников в Украине, я часто туда езжу. Подгадал так, чтобы мне привезли велосипед, когда я приехал в гости. Правда, появилась проблема, как его доставить в Минск. Была мысль собрать велик там, и вперёд — 500 км домой. Но учитывая, что это мой первый взрослый велосипед, до этого был только в детстве, авантюризм не победил.

Я договорился и повёз коробку на автобусе. Она большая, весила 22 кг, заняла весь последний ряд сидений и ехала, как пассажир. Правда, пришлось её взвешивать и даже сканировать на границе, но всё в итоге прошло хорошо. Теперь велосипед мой помощник в работе.

Святослав: Я езжу на обычном городском велосипеде Arkus City 7. Купил его в Польше можно сказать случайно. Было это лет 6 назад, тогда в Минске практически не было велосипедов с «планетарками», а мне нужен был именно такой, причём хотя бы на 7 передач.

Я был в Польше и подумал: «Мне нужен велик, а завтра я уезжаю!» Захожу в интернет-магазин, заказываю, и мне приходит огромная коробка! Блин, думаю, как её домой везти? Пришлось её с трудом запихивать в автобус и ещё доплачивать за это. Но всё получилось, я привёз велик домой, и он оказался подходящим, хоть я практически вслепую его покупал.

До этого у меня был «горник», но я устал его чинить постоянно, продал и купил этот. Доволен теперешним велосипедом и считаю, что для города он отлично подходит. Не раз слышал мнение, что из-за бордюров лучше выбирать модели с амортизацией, но думаю, что сейчас для Минска это неактуально.

Как вы стали велокурьером?

Алексей: В тёплое время года велосипед — это мой транспорт. Рекламу XYTKI.BY я увидел в Instagram и стало интересно попробовать. Было это 2 года назад, когда сервис только запустился. Я подал заявку, подождал пока меня пригласили, кстати, месяца два ждал, видимо, было много желающих. На собеседовании всё объяснили, рассказали что к чему, и меня устроило. Времени свободного у меня достаточно, почему бы не поездить, еще и денежку получать за это.

Езжу я достаточно много, а когда стал курьером, стал ездить еще больше. Бывали дни, когда я за день проезжал около 100 км по Минску, выполняя доставки.

Святослав: Я чуть-чуть айтишник, можно сказать, околопрограммист, иногда зарабатываю деньги в этой сфере.

Я люблю ездить на велике, но не просто так кататься, а с определённой целью. Велокурьер — хороший вариант для меня. Здесь не нужно особо напрягать голову, просто ездишь, и мозг отдыхает, а это именно то, что мне сейчас нужно. Я загуглил и нашёл XYTKI.BY.

У этого сервиса нет конкурентов, чтобы можно было свободно работать, не на полный день, а когда сам захочешь. Мне это интересно, я готов экспериментировать и посмотреть, что из этого выйдет.

Оформление в качестве курьера сложное?

Алексей: Юридическая сторона дела меня не напрягает. Я ИП, кое-что понимаю в документах.

Сервис только посредник, то есть меня нанимает не он, а заказчик, который и заключает со мной договор разового подряда на каждую доставку.

Доходы от сервиса я, естественно, декларирую. Безналичная оплата поступает мне на расчётный счёт, и я включаю её в налоговую базу. За оплату наличными я выписываю каждому заказчику квитанцию или отрывной талон и тоже включаю в налоговую базу. Я работаю по упрощённой системе налогообложения и плачу 5% налогов с выручки — это немного.

Святослав: XYTKI.BY я бы назвал скорее работодателем. Они себя позиционируют, как система, объединяющая поставщиков и заказчиков услуг по доставке, но по сути это скорее работодатель.

Когда общаешься с представителями сервиса или читаешь их сайт, они называют курьеров равноправными партнёрами, но, на мой взгляд, они немного лукавят. Да, по сравнению с обычной работой здесь более свободно, но всё равно курьеры зависимы от сервиса.

Для постоянной работы нужно оформлять ИП. На сайте XYTKI.BY есть раздел с информацией, как это сделать. Но фокус в том, что стать ИП не сложно, самое сложное будет потом — ведение документов, налоги и прочее. Вместо того чтобы нанять несколько специалистов в этой сфере, сервис вынуждает каждого курьера во всё это вникать самостоятельно.

Да, можно начать работать как физическое лицо, такая возможность есть. Можно попробовать и понять, нравится тебе или нет, но постоянно так делать незаконно, потому что это будет расцениваться как систематический доход, а его в данном случае нельзя получать без образования ИП или юридического лица.

Я мог бы сразу оформить ИП, но я не был уверен, стоит ли. Эта работа выглядит лайтово, как подработка, и для нее сразу оформлять ИП как-то странно — непонятно ведь, понравится тебе или нет. За месяц работы я понял, что мне нравится, и решил сделать всё легально.

У меня юридическое образование, но даже мне разбираться в ведении ИП немного сложно, а если человек с этим не знаком, то очень вероятно, что будет куча ошибок. Я прочитал, что у 98% ИП находят нарушения при проверке. Не уверен, что мне удасться этого избежать.

А, ещё есть весёлый «бонус» в виде взносов в ФСЗН. 35% от минимальной заработной платы в месяц нужно платить, если нигде больше, кроме как ИП не работаешь. Поэтому возможно, что выгода от работы получится меньше, чем ожидаешь.

Сколько зарабатывает велокурьер?

Алексей: Можно вполне неплохо заработать. На своих ногах — пешим курьером зимой и на велосипеде летом — я получал до 1000 рублей в месяц, это средняя зарплата по стране. Минимальная сумма заработка с доставки — 4 рубля, максимальная лично у меня была 27 рублей.

Вот этот заказ на 27 рублей был забавный. Доставка была на территорию завода «Мотовело», а он же огромный! Признаюсь, искал часа полтора, где получатель, но все сделал, доставку выполнил. В такой ситуации заказчик согласился, что надо «за вредность» доплачивать, и оставил 15 рублей чаевых.

Святослав: По деньгам на этой работе всё более чем скромно. Даже, я бы сказал, мало. За тот месяц, что я попробовал работать, у меня выходило в среднем по 5.5 рублей за одну доставку. В итоге получилось рублей 300 примерно за 50 доставок при работе по 4-5 часов в день, причём работал я не ежеднево.

С одной стороны, нормально, если рассматривать это как подработку. С другой стороны, чтобы взять более-менее выгодные доставки, тебе нужно постоянно быть на связи и мониторить заявки в системе. Это по сути тоже рабочее время, дополнительно утомляет и не даёт погрузиться в другие дела, если ты в тот же день хочешь ещё и доставки повозить.

Основатель сервиса говорил, когда я стану ИП, я буду раньше видеть заявки в системе, а также по деньгам выйдет более выгодно.

В общем, такая работа может приносить в среднем рублей 500-600 в месяц, если основательно этим заниматься. Может быть в Беларуси для курьера это нормально, но объективно это небольшие деньги, мне кажется. Причём не всем эта работа подойдет.

Если человеку не в кайф просто на велике ездить, нет удовольствия от самого процесса, то чисто ради денег быть велокурьером — ну, вряд ли.

А если учесть, что нужно тратить время на оформление и ведение ИП, самостоятельную уплату налогов и взносов в ФСЗН, то выгода от работы будет ещё меньше. Пока что курьерство было в удовольствие, но вся эта бюрократия уже утомляет.

Эта работа, на мой взгляд, больше подходит тем, у кого есть какие-то средства, чтобы не нужно было думать, за что купить поесть. У меня так, поэтому я некоторое время могу закрывать глаза на низкий доход. Но если рассматривать доставку как единственный источник денег — не уверен, что это оправданно. А как подработка вполне неплохо.

Чаевые часто оставляют?

Алексей: Достаточно часто. Например, один из постоянных заказчиков — сеть магазинов iStore. Их клиенты при заказе продукции (совсем не дешёвой, надо сказать) оставляют «на чай» порой очень неплохо. И это при том, что доставка ещё оплачивается.

Святослав: Мне редко. Бывает, что говорят: «Оставьте себе этот рубль сдачи», но редко. К тому же много безналичных оплат, а там же никто дополнительно ничего платить тебе не будет. В общем, рассчитывать на чаевые не стоит.

Сколько заказов можно выполнить за день?

Алексей: Мой личный рекорд — 18 доставок за один день и 125 рублей заработка. Тогда я выехал из дома примерно в 10 утра, а вернулся в полвторого ночи, намотал километров 200 по городу. Это было, конечно, эпично, но я приехал домой и упал без сил.

Святослав: Обычно у меня до 5 доставок в день, больше не беру, рассчитываю свои силы. Максимум за день я делал 6. Мне нравится работать, это как игра — едешь в разные места, находишь их, меня это захватывает.

В первые дни, когда я только пробовал работать, мне хотелось быстрее начать, и я брал любые заказы. Например, взял несколько доставок через весь город, а последнюю в Военную академию, что за Уручьем. Ехал туда, наверное, час, потом искал место встречи, шёл пешком через какой-то лес… В итоге всё хорошо, успел и доставил, но устал страшно, я же не спортсмен, ещё и поесть тогда забыл.

Сейчас я уже стараюсь брать более короткие доставки, которые в моём районе. Лучше съезжу в несколько мест неподалёку, чем в одно где-то далеко. Главное с самого начала понять свой лимит, не брать сразу много, а постепенно наращивать обороты.

Зимой тоже работаете на велосипеде?

Алексей: Работаю я круглогодично, но лично мне легче и приятнее работать, когда температура держится в диапазоне от 15 до 20 градусов со знаком плюс. Выше 20 уже некомфортно, жарко.

Зимой я на велосипеде не езжу, хотя особо холодов не боюсь. Просто ездить по льду или в снегопад у нас запрещено ПДД, к тому же это просто небезопасно. Ещё из-за громоздкой одежды становишься неповоротливым, труднее работать, поэтому зимой я пеший курьер.

Святослав: Я на велике круглый год, зимой тоже, но в холодный ливень или в мороз под 30, конечно, не поеду.

Стоит или нет ездить зимой зависит от того, насколько человеку нравится кататься и хочется это делать. Нужно, чтобы энтузиазм присутствовал, а не только утилитарная необходимость. Я не люблю общественный транспорт, машины — отдельный геморрой, поэтому кручу педали даже зимой.

Про обслуживание велика просто не думаю. Когда приезжаю домой и затаскиваю велосипед в квартиру, с него натекает лужа на пол. Я её вытираю, а сам велик — нет. Цепь у меня стала от этого жёсткой, вся заржавела, хрустит. Надо, наверное, свозить велосипед в сервис, чтобы его там почистили, но часто я этого делать не буду, это точно.

Так как у меня планетарная втулка, проблем с грязной кассетой у меня нет — это, кстати, была одна из причин, почему я выбирал велик именно с «планетаркой», она не требует обслуживания. С ремнём было бы ещё круче, но, насколько я знаю, такие модели стоят значительно дороже.

Если хочется, чтобы велик был в идеальном состоянии, зимой будет ездить сложнее, так как придётся его часто чистить, смазывать и так далее.

Есть ли проблемы с велоинфраструктурой в городе?

Алексей: Есть замечания, да. Например, бывают доставки, куда я добираюсь по маршруту, на котором встречаются подземные пешеходные переходы. Спускаться неудобно, к тому же там много людей, и объективно проще в таких местах выехать на проезжую часть.

Обычно я становлюсь перед машинами, чтобы меня было видно. Загорается зелёный свет, я жму на педали, переезжаю перекрёсток и снова заезжаю на тротуар. Ни разу эксцессов не было, даже никто не сигналил мне никогда. Но было бы удобнее, если бы таких мест не было.

Ещё ПДД у нас достаточно, скажем так, гибкие — не всё в них прописано однозначно. Велосипедист должен ездить по велодорожкам или тротуарам, а если их нет или в случае невозможности движения по ним он может ехать по проезжей части. Но что означает «в случае невозможности»? Этого никто не знает!

Лично я считаю невозможным двигаться по тротуарам, когда там бордюры в полколеса! Или если тротуар узкий, и по нему идут люди.

Святослав: Проблема бордюров остро стояла, наверное, лет 10 назад. Сейчас город для велосипедов вполне подходит. Есть, конечно, ещё места, где бордюры остались, но их всё меньше, и я стараюсь их объезжать.

Ещё есть места, где подземные переходы. Там я обычно или с машинами вместе аккуратно проезжаю, или спускаюсь в переход. Мне нравится велодорожка на Веры Хоружей, жаль только, что очень короткая. Если бы такие были по всему городу, я бы пользовался с удовольствием.

Я был в Европе и видел, как там круто всё для велосипедов устроено — разделены потоки, дорожек много. У нас пока не так, но достаточно хорошо для того, чтобы спокойно ездить и использовать велосипед как транспорт.

В шлеме ездите?

Алексей: Да, в шлеме. Всё-таки грохнуться можно где угодно, даже на гладком тротуаре, а в этом мало приятного.

Однажды я так и упал. Ехал на велосипеде, вёз доставку, а на тротуаре была дырка размером с моё колесо. Не успел вовремя заметить и ровненько в неё попал. Сам кувыркнулся, колесо разбил, но доставка в рюкзаке уцелела каким-то чудом. Пришлось заканчивать заказ на транспорте, а потом ехать в сервис ремонтировать велик.

Святослав: Я езжу без шлема. Мне кажется, что упасть и удариться головой достаточно сложно. Я езжу не супербыстро, наверное не 30 км/ч, а если встречаю велосипедиста, с которым непонятно как разъехаться, то просто торможу в ноль и всё. Хотя сейчас, когда я начал работать велокурьером, возможно моё отношение к шлему и изменится. Пока не знаю.

Шлем — это личный выбор каждого. Хочешь убиться — ну, убивайся, это твоё дело.

Что можно получить от этой работы помимо денег?

Алексей: Работа курьером — это дополнительное общение с людьми, новые знакомства, которые может быть когда-нибудь пригодятся, активность какая-то. Печатаешь фотографии и документы на заказ и весь день сидишь один. А тут двигаешься, постоянно общаешься.

Плюс новые впечатления. Я всегда считал, что очень хорошо знаю Минск, и я его действительно знаю более чем отлично. Но иногда по работе заезжаю в такие места, которых раньше не видел.

Святослав: Эта работа мне очень помогла в том плане, что она подарила какой-то позитив. У меня был период, когда были сложные жизненные обстоятельства, а курьерство помогло от этого отвлечься и более позитивно смотреть на жизнь. Общения тут как такового мало, ты просто стараешься быть вежливым, приезжаешь и перебрасываешься парой фраз с людьми чисто по делу. Я интроверт, и эта работа мне подходит.

Планы на будущее связаны с сервисом?

Алексей: Сейчас я учусь в автошколе, чтобы стать автокурьером. Есть очень много заказчиков, работающих по безналу, они для меня удобнее — не надо выписывать бумажки. Некоторые клиенты перешли на работу исключительно с автокурьерами, плюс есть заказы, которые в силу своих особенностей невозможно выполнить на велосипеде, например, доставка цветов.

К тому же автодоставка, я надеюсь, будет мне финансово более выгодна. Мой приятель из XYTKI.BY доставляет заказы на машине и зарабатывает вполне неплохо. Его устраивает, и меня, я думаю, тоже устроит.

Но отказываться от велосипеда я не буду. Есть доставки, которые объективно проще и быстрее выполнять именно на двух колёсах, а не на четырёх.

По центру Минска в часы пик дорога на велике раза в три меньше времени занимает, чем тот же путь на автомобиле. Может даже в пять!

Святослав: Пока у меня такой период, что мне хочется именно такого занятия. Но вполне может быть, что я поработаю какое-то время — месяц или год — и захочу сменить место работы на что-то другое. А пока так, мне интересно.

Напишите нам, если тоже хотите стать героем нашей рубрики «Место работы».

Этот пост ещё интереснее: Festka: люксовые велосипеды из Чехии с частичкой Беларуси

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!