Своими глазами

Retul Bike Fit: настраиваем посадку на велосипеде как профессионал

Что такое «попамер», сколько стоит фит и почему он может быть нужен простому велосипедисту

6 сентября 2019

Иногда вместе с приятной усталостью после поездки может возникать дискомфорт или даже боль. Многие люди считают это естественным, не ищут причину и не пытаются как-то изменить ситуацию. Мы решили узнать, что в таких случаях делают профессиональные спортсмены или те, кто проводит за рулем велосипеда много времени. Выяснилось, что проблема известна, и решают её с помощью современных технологий, а в Минске в этом могут помочь в магазине Specialized Brand Store. Фит-техник Максим Скурьят рассказал нам, чем услуга может быть полезна обычным людям.

— Если человек никогда не слышал про Retul Bike Fit, как бы вы кратко ему объяснили, что это такое?

— Retul Bike Fit, или просто фит — это комплекс оборудования и технологий, которые помогают индивидуально настроить элементы велосипеда, чтобы получить максимально комфортную посадку.

В комплексе несколько составляющих:

  • станок, который имитирует велосипед
  • система Retul Vantage Motion Capture — 3D система захвата движения с инфракрасными датчиками для создания динамической модели велосипедиста
  • программное обеспечение для анализа полученных данных
  • дополнительные инструменты для измерений отдельных параметров тела и подбора обуви и велосипедного седла

И ещё сам фит-техник, конечно. Всё это вместе позволяет учесть особенности каждого клиента и настроить его велосипед идеально или почти идеально. И в результате получить оптимальное положение тела во время езды.

— Оптимальное для чего?

— Оптимальное — значит такое, которое отвечает тем или иным целям, а у каждого человека они свои. Для кого-то фит — это возможность избавиться от боли во время езды, для кого-то — способ подготовить велосипед к спортивным соревнованиям и повысить свою эффективность и скорость, а кто-то просто купил новый велик и хочет, чтобы ему настроили посадку «по науке», чтобы всё было правильно с самого начала.

Как показывает практика, примерно 80% людей, которые приходят на фит, испытывают проблемы и хотят их решить с его помощью. Обычно люди обращаются к нам, когда у них давно, иногда годами, что-то болит: локоть, поясница, колени, кисти — что угодно. Они уже пробовали что-то менять в велосипеде самостоятельно, настраивали его сами, как могли, и только когда ничего не помогло, решили обратиться к профессиональным технологиям.

— Неужели для того, чтобы настроить велосипед, нужны высокие технологии?

— Все, наверное, знают народные способы настройки, когда садишься на седло, пятку на педаль ставишь, отвес от колена и тому подобное. Можно, конечно, и так, но всё это будет менее точно, чем здесь на станке.

Станок регулируется с точностью до миллиметра, настраивать можно всё: размеры рамы, высоту, положение и наклон седла, руля — всего.

Можно выставить любую геометрию, смоделировать на станке любой велосипед, хоть старый «Аист» деда из деревни, хоть профессиональный велосипед за 15 тысяч долларов.

Хотя не обязательно настраивать посадку с помощью станка, можно вместо него установить велосипед. Но преимущество станка в том, что можно всё делать на ходу, в динамике, пока человек крутит педали. Например, на ходу можно увеличивать длину выноса, и клиент сразу будет ощущать, удобно ему или нет. Или изменять высоту седла. На ходу практически всё можно менять, разве что для того, чтобы изменить длину шатунов, надо остановиться.

— Как переносятся параметры? Обязательно нужен велосипед, чтобы его измерить и перенести эти измерения на станок?

— Если есть официальный сайт, где подробно указана геометрия велосипеда — а у большинства серьёзных производителей он есть — можно велик не везти, информации с сайта достаточно.

Но всё равно человеку удобнее сюда приехать на велосипеде, потому что так можно будет все рекомендованные параметры сразу применить. В любом случае после фита мы получаем PDF-файл с данными, которые легко понять. В документе так прямо и будет написано, что высота седла должна быть такая-то, смещение седла по отношению к центру каретки такое-то, вынос такой-то, и так далее. При помощи этих данных можно идеально настроить любой велосипед.

— Как проходит процедура?

— Всё начинается с интервью. Клиент рассказывает о своих пожеланиях, опыте езды, о прошлых травмах — переломах, смещениях либо асимметриях, про которые он уже знает.

Для чего это интервью? В процессе фита, когда человек уже будет сидеть на велосипеде весь в инфракрасных датчиках, а система будет делать тесты и измерения, будут видны показатели, которые выходят за пределы нормы. И я как фит-техник буду знать, что это не ошибка посадки, а особенности человека.

Вообще самое важное в Retul Bike Fit — понять причины. Например, человек сидит неровно или крутит боком. Важно понять, почему так, и постараться решить эту проблему. Если какие-то структурные изменения тела, например, одна кость длиннее другой, то это не «в лоб» будем корректировать, а постараемся найти максимально комфортный компромисс, изменяя параметры велосипеда либо используя специальные инструменты и методы фита.

Станок поворачивается на 360 градусов. В большинстве других систем измеряется только одна сторона человека, например, правая. Но люди не симметричны, бывает, что справа человек ровно сидит, а слева сползает немного или по-другому нога распрямляется. Даже техника езды бывает разная с разных сторон, это часто встречается.

В таком случае надо найти золотую середину. Несколько тестов проводится, справа-слева-справа-слева, несколько поворотов станка. В итоге получается посадка, которая оптимальна и с той, и с другой стороны. Золотая середина без перекосов и перегибов.

— Retul — это только для профессиональных спортсменов услуга или кто угодно может прийти и свой велик настроить?

— Любой может прийти. Фит можно делать на каком угодно велосипеде, хоть на советском «взрослике», просто измерения будут не такими точными, как для человека, который крутит в контактных педалях.

В контактах можно точно выставить угол, под которым нога давит на педаль, и другие связанные с этим параметры. А для обычного человека, который катается в «топталках», этого сделать не получится — нога ведь никак не закреплена.

— Большинство городских велосипедистов крутят платформенные педали. Им фит что может дать?

— Для них можно подобрать оптимальную высоту седла, руля, длину выноса. Опредёленно, настройка будет продуктивной, но для неё не будет так много манипуляций, как с фиксированной ногой. Это для тех, кто ездит в контактах, есть много разных подставок, клиньев — различных элементов, которые сконцентрированы на самой стопе. А для человека в «топталках» это не будет актуально.

Для обычного велосипедиста можно будет подобрать стельки.

— Стельки? Как стельки могут помочь эффективной езде?

— В фите ноги имеют ключевое значение. Как фундамент в строительстве дома, в велосипедах всё начинается с ног. Задача Retul — максимально настроить всё так, чтобы во время езды колено ходило под правильным углом, чтобы всё давление, которое идет на педаль, шло по оптимальному вектору без перенапряжений суставов, связок и мышц ноги.

И стельки в этом очень могут помочь. Единственный нюанс — обувь должна быть именно та, в которой человек будет ездить на велосипеде.

Одна из частых проблем людей, которые крутят педали — это неэргономичное движение коленей из-за слишком сильной подвижности стопы.

Во время вращения педалей коленный сустав может не только сгибаться, он ещё и немного смещаться в горизонтальной плоскости — поворачиваться внутрь или наружу. По этой причине могут излишне нагружаться связки колена, что изнашивает сам сустав.

Стельки, которые предлагает Specialized Body Geometry — это довольно жёсткие анатомические стельки, созданные специально для того, чтобы держать стопу в правильном положении, когда вы давите на педаль и идёт максимальная нагрузка на неё. Их основная задача — минимизировать подвижность стопы в обуви и поддержать её естественный изгиб, не допустить выворачивания колена.

Для подбора стелек используется специальный прибор — Arch-O-Meter. С его помощью можно измерить стопу человека и увидеть, какой она имеет естественный подъём.

По сути это термочувствительная пластина, она реагирует на тепло человеческого тела и меняет цвет. Нужно сесть рядом с прибором и поставить ноги на платформу. Не давить, иначе результат может быть неточным — стопа может просто распрямиться от давления, как это бывает у людей с плоскостопием.

Ждём 30 секунд, остаточное тепло растворяется, а что остается окрашенным — это и есть отпечаток стопы.

В зависимости от формы отпечатка выбирается стелька. Примерно у 90% людей, которые к нам приходят, степень изгиба стопы соответствует синей стельке или второму уровню поддержки. Примерно 7% людей с маленьким подъёмом и только около 3% — с очень высоким изгибом стопы.

— То есть я поставлю себе синюю стельку и мне сразу станет легче ездить?

— В теории, да, должно. Изменения, как правило, заметны сразу. Без стелек давление на ногу концентрируется в том месте, которым вы давите на педаль — это передняя часть стопы рядом с пальцами. Когда стоит стелька, давление распределяется равномерно, и человек ощущает, что он давит уже не только этой частью, но и всем сводом стопы, и пяткой — всей стопой целиком. Обычно это производит вау-эффект.

Но нужно понимать, что в фите нет такого: я ставлю синюю стельку, и вам 100% будет комфортно с ней ездить. Есть ещё такие параметры, как особенности человека и его организма. Синяя стелька была рекомендовала, с точки зрения показателей аркометра и моего опыта как фит-техника. Но есть индивидуальные особенности человека.

Поэтому и выбор стелек, и любые изменения настройки велосипеда — это взаимодействие фит-техника и клиента. Надо пробовать и чувствовать, что изменилось.

— Что еще можно сделать для повышения комфорта?

— Измерить наклон стопы. Это измерение помогает определить, понадобятся ли проставочные клинья и, если да, то сколько и какие именно.

Клинья — это гладкие пластинки, которые могут устанавливаться под шипы контактных туфель или под стельки в обычную обувь.

Более чем у 90% наших клиентов на ноге в расслабленном состоянии большой палец выше мизинца (варусная стопа). Это нормально, у большинства людей так. Но она может быть наклонена немного, а может значительно. Когда нога давит на педаль, стопа принимает горизонтальное положение, идёт нагрузка на связки, мышцы свода и всю стопу целиком. Задача клина этот наклон стопы поддержать, чтобы добавить комфорта в суставах при вращении педалей.

Ещё можно выбрать правильное седло.

Седло и ноги — почему про них так долго можно разговаривать и много этому уделять внимания — потому что это две из трёх контактных точек, на которые приходится опора человека, когда он сидит на велосипеде.

Если правильно распределить вес между этими точками, если сделать так, чтобы таз ровно сидел на седле, то множества проблем можно будет избежать либо быстро решить.

— Как это сделать? Обычно седло уже есть на велосипеде, и мало кто решает заменить его, просто ездят и всё.

— Из опыта могу сказать, что примерно 80% людей ездят на сёдлах, которые для них не подходят по ширине или форме. У многих производителей сёдла используются узкие, обычно шириной 130 мм.

Сейчас наметилась тенденция, и производители начинают задумываться об анатомически правильном положении тела на седле, но пока ещё живо мнение, что седло должно быть в первую очередь красивым, а во вторую лёгким. Есть сёдла, где всё полностью карбон, карбоновые рельсы. Но это как произведение искусства, красивое внешне, но не для того, чтобы на нём сидеть. А седло всё-таки должно быть функциональным.

Для подбора подходящего седла есть специальный прибор Retul, так называемый «попамер».

Это сиденье с сенсором на 768 точек чувствительности. Сенсор измеряет расстояние между седалищными буграми с погрешностью в 1 мм. Всё цифровое, нету никаких измерений на картонках или на песке, как иногда в интернете рекомендуют.

В выборе седла нам также помогает планшет. Специальная программа Retul связана с «попамером» и начинается с небольшого интервью. Выбираем пол испытуемого, тип велосипеда — это важно, тип посадки (нижняя, средняя или высокая), как часто и как долго обычно человек ездит.

Сенсор находит две точки — это седалищные бугры. Они должны располагаться в центре самой широкой части седла и именно на них, а не на другие части таза, должна приходиться опора всего тела.

Для полученных данных система предлагает список подходящих сёдел из ассортимента Specialized, от более рекомендуемых к менее, с указанием степени их жёсткости.

— Сколько всего бывает степеней жёсткости и для чего их знать?

— Всего бывает 6 уровней, начиная от очень мягких почти кресел до жёстких профессиональных сёдел целиком из карбона.

Когда сидишь на «попамере», чувствуешь давление только на две точки седалищных бугров. В обычной жизни человек не сидит на этих точках, поэтому сначала на подходящем велосипедном седле может быть непривычно, жёстко, но это быстро проходит. Тело быстро привыкает к нагрузке, и неприятные ощущения проходят за несколько дней.

Чем седло мягче, тем больше оно давит на мягкие ткани.

Многие люди не понимают этого, приходят в магазин, видят спортивные велосипеды и спрашивают: «Это что за сёдла для мазохистов? Как вообще можно на них сидеть? Другое дело седло, куда палец может провалиться, как в перину! На таком приятно будет ездить».

Люди не понимают, что если палец может провалиться, то когда человек всем своим весом сядет, он также провалится и будет сидеть на металлическом каркасе этого седла. Комфорта это никакого не даст, но перина передавит всё, что можно передавить в паховой области, и перекроет кровоток.

Мягкие сёдла ставятся на комфортные круизеры и прогулочные модели. Геометрия таких велосипедов предполагает вертикальную посадку, при которой вес тела приходится не столько на седалищные бугры, сколько на ягодицы. При таком типе посадки и непродолжительных поездках на небольшой скорости мягкое седло не принесет дискомфорта и вреда. Чем более спортивный велосипед и низкая посадка у велосипедиста, тем более жёсткое седло может быть для него оптимальным.

Также важно седло правильно установить — оно должно устанавливаться по уровню. Есть некоторые сёдла с подъемом — это тоже надо учитывать.

— А откуда вообще берутся эти рекомендации? Кто их составляет?

— Все измерения, все индивидуальные фиты анализируются. Все миллионы измерений попадают в одну систему и анализируются — это, кстати, одна из причин, по которой нужна анкета перед измерениями. Все данные проходят анализ, чтобы в дальнейших рекомендациях учитывать, какие варианты сёдел людям наиболее удобны и какие сёдла им устанавливают в результате фита.

— А кроме подбора стелек и седла, чем ещё полезен Retul для непрофессионалов?

— С его помощью можно сравнить несколько разных геометрий велосипеда. Например, человек хочет купить себе новый велик, для этого смотрит таблицу размеров у производителя, а под его рост подходят два размера рамы. Какую выбрать? Как понять, какая будет более удобная при минимуме изменений в велосипеде, если нельзя живьём посмотреть, проехать?

Это можно воссоздать на станке. Выставляется геометрия в одном размере, человек садится и крутит, затем во втором размере то же самое. Ощущения на контрасте, словно он сел на один велосипед и сразу же пересел на второй.

Кроме его собственных ощущений, я как фит-техник тоже смотрю со стороны. Если видно, что человек начинает тянуться за рулем или наоборот, руль очень близко к нему, если он сам не замечает, я могу это подсказать. Но обычно человек сразу определяется, потому что сразу очевидно, что удобно, а что не очень.

Ещё можно воспроизвести велосипеды одного размера, но разных моделей с разной геометрией.

Главная задача этой услуги — помочь определиться, чтобы человек не купил велосипед за какие-то ощутимые для себя деньги и не разочаровался потом, что он не подходит.

— Что происходит после фита?

— Одно дело здесь станок покрутить, и совсем другое — проехать двухчасовую поездку, это разные вещи совершенно. Мышцы, которые привыкли двигаться по-своему, после настройки могут болеть, могут появиться непривычные ощущения, может казаться, что неудобно. Адаптация у всех происходит по-разному — у кого-то за день, у кого-то за неделю.

Обычно около двух недель человек ездит и слушает свои ощущения, а я поддерживаю с ним связь. Если всё ок, удобно, стало лучше, то хорошо. Если проявляется дискомфорт, то человек приходит и производится корректировка настроек. То есть нет такого, что всё, настройки сделаны раз и навсегда, ты сидишь правильно, а если тебе неудобно — ну, привыкай. Фит — это всегда гибкое взаимодействие с клиентом.

Бывает, что у человека сформировалась стойкая привычка, обычно это заметно у тех, кто давно на велосипеде, более 10-15 лет. У них уже мышцы сформировались определённым образом. Возможно, сначала у них что-то болело или затекало, но потом они привыкли. В таком случае тело на те изменения, которые идут вроде как в лучшую сторону, может реагировать отторжением — вот тут мне давит, а раньше не давило. В таком случае тоже ищем компромисс.

Вообще основная задумка Retul Fit, основная философия — это синтез научных методов, передовых технологий и обратной связи от человека, его ощущения. Все люди разные, есть асимметрии естественные у тела, люди же не роботы.

Опыт показывает, что часто бывает разная длина ног, разная высота таза с разных сторон, искривление позвоночника. Человек рождён с этим, он такой, и ничего с этим не сделаешь. Главная задача фита — поддержать такие особенности человека. Важно не изменить посадку во что бы то ни стало, а сделать её удобной тем или иным способом, не навредить при этом и предотвратить травмы.

— Мы подошли к самому важному вопросу, который всех интересует — сколько стоит фит?

— Полный фит стоит 250 рублей. Он длится около 3 часов и включает в себя полный комплекс измерений.

Подбор размера рамы — 50 рублей.

Выставление шипов контактных туфель стоит 50 рублей. Устанавливается оптимальное положение шипа по отношению к метатразальным костям и поворот стопы. Это делается без помощи компьютера, а визуально, на стенде. Здесь важен опыт фит-техника и обратная связь от клиента.

Подбор седла с помощью «попамера» делается бесплатно.

Рекомендации по стелькам с тестом на аркометре тоже бесплатно.

— Больше 100 долларов за «покрутить ручки» — это ощутимо. Для многих это большие деньги.

— В плане стоимости фита возникает много вопросов. Кто-то скажет, что 250 рублей — это дорого. Но, с другой стороны, это цена, за которую вы получаете комфортную посадку, которая поможет сэкономить деньги, которые вы можете потратить на врача либо на какие-то более серьезные манипуляции с организмом. С суставами, например, может быть очень много проблем, которые приведут к врачу, если их вовремя не решить.

С Retul Fit можно избежать дополнительных трат. Бывает, что человек сначала сделал что-то, а потом после настройки приходится это всё заново изменять. А не всегда всё можно вернуть, некоторые изменения необратимы — слишком сильно отрезанный подседельный штырь, например, или рулевая. После фита может понадобиться покупать новые, более длинные.

Много людей приходит, которые заказывали сёдла в интернете по картинке. По картинке нельзя понять, будет это седло удобным или нет. Приходит посылка, человек устанавливает, едет — неудобно. Приходится покупать новое, а это тоже траты.

От редакции

Целесообразно ли тратить на настройку велосипеда сумму, которая у многих составляет значимую часть всей его стоимости? Каждый решает сам. Если вы регулярно испытываете боль во время езды, то, вероятно, стоит подумать об этом. Как минимум, всегда можно прийти в магазин и посоветоваться с фит-техником. Он подскажет, с чего начать и что будет правильнее сделать в вашем случае.

Если вы планируете покупку велосипеда «без примерки», например, заказываете из-за границы желанную модель недоступной у нас марки, хорошим решением, на наш взгляд, станет подбор размера рамы. Лучше потратить дополнительные 50 рублей, чем потом не пользоваться велосипедом и фактически выбросить на ветер гораздо большую сумму.

А если у вас ничего не болит и велик приносит только приятные ощущения, то и катайтесь себе с удовольствием дальше — всё у вас в порядке.

Благодарим магазин Specialized Brand Store по адресу Минск, ул. Кульман, 14 за помощь в подготовке материала.

Следующий пост ещё интереснее: Как обслуживать городской велосипед.

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!