Своими глазами

MaseyBikepack — белорусские сумки для байкпакинга

Как променять рубанок на швейные шпульки и преуспеть

Александр Майсейчик — создатель бренда MaseyBikepack, один из немногих людей в Беларуси, кто делает сумки для байкпакинга. Он живёт и работает в частном доме на севере Минска, где придумывает и шьёт велосипедное снаряжение, хранит материалы и принимает заказчиков. Мастер объяснил, почему бросил столярное дело и рассказал, сколько может стоить хорошая велосумка.

Что такое байкпакинг?

Байкпакинг (англ. bikepacking) — это стиль велопутешествий, а в более широком смысле — это идея или концепция, которая подразумевает использование нескольких небольших сумок для равномерного распределения груза на велосипеде.

Суть байкпакинга в легковесности поклажи и равномерном её распределении. С помощью нескольких лёгких сумок можно загрузить велосипед не в одной точке, например, на багажнике, а по всему объёму. Такая техника делает велосипед более быстрым на ровных трассах и более управляемым на сложных участках.

© Yury Polyak https://www.instagram.com/minsk.photo/

Поклонники концепции хвалят её и за то, что любую вещь можно найти быстро. В объемных рюкзаках отыскать что-то может быть трудно, а когда вещи распределены по разным сумкам, легко достать даже мелочь. Изначально это было важно для туристов в долгих путешествиях, но оказалось удобным и в обычных городских поездках, поэтому байкпакинг набирает популярность у комьютеров в Европе и США.

По словам нашего героя, он узнал о байкпакинге всего пару лет назад, но решил сделать его делом своей жизни.

Выбор пути

– По образованию я столяр и работал в этой сфере довольно долго, лет 10. Делал мебель, окна, двери. Последнее место работы было особенно интересным — мы делали бетонные столешницы, подоконники и умывальники, а моя задача как столяра была мастерить под эти изделия формы из дерева.

Работа была интересная, мне нравилась, но я понимал, что рано или поздно нужно будет открывать что-то своё. Я не видел себя в «столярке» и постоянно пробовал что-то новое: видеомонтаж, фотографию, 3D-моделирование. Но коммерчески ничем из этого даже не пытался заниматься, потому что ни одна из этих сфер не стала мне близкой.

А потом я купил велосипед, узнал про направление байкпакинг и столкнулся с проблемой — где взять сумки?

Моя мама швея, шьёт одежду. И на её обычной бытовой швейной машинке я сшил первые сумки на свой велосипед. Для меня это было абсолютно новым занятием, потому что до этого я, условно говоря, даже пуговицу себе не пришивал — мама же швея!

Признаюсь, если бы мне пару лет назад сказали, что я буду что-то шить, я бы у виска покрутил. Где столярное дело, а где все эти катушки, лапки и шпульки?!

Но я попробовал и понял, что, во-первых, мне это нравится, а во-вторых, именно это направление сейчас совершенно не развито в Беларуси. Оно развито в США и Европе, более-менее в России, но у нас буквально единицы о нём знают.

И я подумал, почему бы не начать развиваться в этом направлении. И начал.

С чего начинался бизнес

– Никакого бизнес-плана и инвестиций у меня не было, всё в рамках хобби.

Я живу в частном доме, поэтому проблем с помещением не возникло — просто оборудовал под мастерскую свободную комнату. Верстак, который делал когда-то для столярных работ, приспособил под раскройный стол.

Купил инструменты, а некоторые сделал своими руками. Например, сам сделал длинные линейки и калибровочные планки — ими удобно отмерять отступы на ткани.

Сам сделал специальное устройство для разрезания строп и тесьмы. Собрал его буквально на коленке из того, что было. Сейчас понимаю, что можно было бы сделать и поаккуратнее, но главное, что оно работает — быстро и ровно режет и сразу запаивает края деталей.

Освещение в мастерской мне помогал делать друг. Он увлекается электрикой и подключил мне лампы, а ещё он увлекается сваркой и сварил мне турник.

Турник особенно важен, потому что мне очень не хватает физической активности после работы столяром. Я почти всё время сижу, когда крою или шью, мало двигаюсь, поэтому для здоровья спины турник оказался незаменим.

Сейчас часто случается, когда я безвылазно тут работаю, хотя так было не всегда.

Александр говорит, что первые сумки он делал для опыта, «шил, чтобы шить» для отработки моделей и технологии. На одну сумку мог тратить недели, потому что приходилось несколько раз всё переделывать с самого начала. И хотя сейчас мастер признаётся, что в тот период он мог ненавидеть какую-то сумку в конце работы над ней, это был интересный и полезный опыт.

Удалось сшить пять сумок на бытовой швейной машинке, прежде чем стало понятно, что работать лучше и больше ему не позволяют её технические возможности, и дело остановилось.

– Прошёл примерно месяц, прежде чем меня осенило. Я понял, что если сейчас не сделаю что-то, не куплю хорошую технику и не продолжу шить, то заброшу всё окончательно.

В срочном порядке я выбрал и купил новую швейную машинку. Она промышленная, позволяет работать с тяжёлыми и сверхтяжёлыми материалами — такими, как ткани для моих сумок.

Сейчас я вижу недостатки этой машины и понимаю, почему крутые профессиональные мастера её не рекомендуют, но если бы можно было вернуться в прошлое и что-то поменять — я купил бы её снова. Она позволила мне работать и работать качественно, а это главное.

Виды сумок

Самая популярная модель MaseyBikepack — нарульная сумка. Александр много над ней работал, изменял и совершенствовал дизайн, чтобы сделать итоговый вариант небольшим, удобным и вместительным. Сегодня нарульную сумку заказывают чаще всего.

Подседельная сумка — вторая по популярности. Обычно её используют для объемных лёгких вещей типа спального мешка, куртки или другой одежды.

© Yury Polyak https://www.instagram.com/minsk.photo/

Внутрирамные сумки не универсальные, их шьют индивидуально под размеры и геометрию рамы заказчика. Александр измеряет велосипед сам или просит это сделать клиента, по этим данным строит геометрическую форму на бумаге и уже по ней шьёт сумку.

Фидбэги — это так называемые «кормушки». Их можно использовать для бутылки с напитком, для еды, батончиков, бананов, энергетических гелей и вообще для чего угодно. Открывается и закрывается фидбэг одной рукой, это удобно во время езды.

Эти сумки составляют основу комплекта для байкпакинга, но его можно расширить по желанию заказчика.

– Например, есть ещё маленькие сумки для мелочей. Они крепятся на раму сверху и скорее добавляют комфорта, а не объёма.

У них забавные названия: «канистра» и «бензобак», по аналогии с мотоциклами. Термины ввёл один из крупных байкпак-производителей, но у нас они почти не используются, люди их пока не знают. Я произношу эти слова для клиентов, чтобы постепенно популяризировать.

Маленькие сумки, как карманы, в них можно класть что угодно, но в «канистре» чаще всего возят инструменты: мультитул, запасные камеры и так далее, а «бензобак» используют для мелких вещей: ключей, телефона, кошелька или карточек.

Процесс производства

Если лекала готовы и модель типовая, то на пошив одной сумки уходит примерно полдня. Разработка изделия с нуля занимает около недели, если измерять стандартными 8-часовыми рабочими днями. Если у мастера есть другие, более срочные заказы или нужно делать что-то ещё, сроки могут увеличиваться.

Работает Александр в основном на заказ, готовой продукции нет.

– Точнее, почти нет, с небольшим исключением.

Бывает, что в голове появилась идея, и я её воплощаю в реальную модель просто потому, что хочу попробовать новое цветовое сочетание или новую форму.

Бывает, делаю раскрой ткани на заказ, все детали вырезал, но остался кусочек — как раз на одну сумку. Если оставлю, этот кусок ткани будет лежать долго, а если сделаю сумку — будет уже готовая вещь, которую кто-то может купить. Но моя концепция — это всё-таки индивидуальный пошив на заказ.

— Я могу сказать, что вдохновляюсь зарубежными производителями, но никогда никого не копирую. Есть иностранные сайты, посвящённые байкпакингу, там всё самое крутое и актуальное на данный момент по этой теме. Я их читаю и вижу, к чему стремиться. Какие-то детали могу взять на вооружение, про материалы узнать или про фурнитуру.

Если клиент придёт с фотографией чужой сумки и попросит повторить, я скажу «нет».

— Откажу, потому что я не занимаюсь копированием и не хочу себя ассоциировать с теми, кто делает копии. Я делаю уникальный продукт. Предложу клиенту свою похожую модель или внесу изменения в его вариант, но это обязательно будет уникальный продукт.

Сначала я придумываю дизайн, формирую идею у себя в голове. Потом делаю модель из картона: рисую и вырезаю детали, склеиваю их скотчем и смотрю, что нужно поправить. Есть выражение «методом тыка», вот оно лучше всего сюда подходит. Что-то в одном месте сглажу, что-то укорочу, что-то исправлю.

Но картон — это картон, он всё-таки слишком угловатый, и текстильная сумка никогда не будет такой структурной, как картонная модель. Поэтому после того, как отшиваю образец из ткани, становится понятно, что нужно изменить и поправить уже окончательно. И уже на основании этого делаю лекала, с помощью которых эту сумку можно будет шить в разных цветах и материалах.

Материалы и фурнитура

– Я сам езжу на велике, поэтому понимаю, что я шью, для кого и что именно будет удобно в использовании. Все модели тестирую на себе.

Если говорить о тканях для сумок, то основной критерий выбора — это состав. Ткани для сумок должны быть из нейлона. Есть полиэстер, то есть обычная синтетика, которая выгорает и от времени изнашивается, а нейлон износоустойчивый, прочный и не выцветает.

Сначала я покупал полиэстер, сшил себе сумку, но буквально за полгода она из чёрной превратилась в выцветшую синюю. Такое качество меня не устраивает, поэтому сейчас использую только нейлон плотности от 210D до 1000D.

Покупаю ткани в основном отрезами, а не рулонами. Рулон — это очень много метров, у меня таких объемов производства пока нет, поэтому беру отрезы. Заказываю у частных продавцов, которые привозят материалы из-за границы.

Пластиковую фурнитуру использую южнокорейскую «Woojin plastic», она и по дизайну классная, и по прочности. Всем меня устраивает, кроме одного — у нас, к сожалению, она не продаётся, приходится покупать в Украине.

Стропы, липучки, ленты, резинки я беру у нашего белорусского производителя ОАО «Лента». Качество отменное почти во всём, кроме цвета. Например, чёрный у них вовсе не чёрный, а скорее тёмно-синий. И когда используешь эти ленты на чёрной ткани, то видно, что оттенки различаются.

Но я не буду менять «белорусов» на что-то другое, да и не на что. Тот откровенный Китай, который продаётся во всех магазинах Минска, ужасного качества. Да, он чёрный, но абсолютно не прочный, за год стропы стираются. И ради совпадения оттенков снижать качество я не буду, поэтому вынужденно иду на компромисс.

Маркетинг и цены

В Instagram и некоторых сайтах велосипедной тематики у Александра есть профили, где представлены его сумки, но в веломагазинах Минска товары MaseyBikepack увидеть нельзя. Покупатели могут самостоятельно приехать в мастерскую или сделать заказ по фотографии и получить товар с доставкой.

– В магазинах мои сумки не представлены по нескольким причинам. Первое — я практически не шью готовое, в основном на заказ. Второе — я не думаю, что обычные люди, которые покупают велики в веломагазинах, знают о байкпакинге и будут искать для него сумки.

И последнее — я ремесленник, это создаёт некоторые организационные и юридические трудности. Магазин захочет брать себе часть денег, и мои сумки сразу станут стоить неприлично дорого, что, на мой взгляд, уже не будет соответствовать уровню технологичности их материалов.

Сегодня цены у меня такие: внутрирамная сумка — от 80 рублей, точнее не скажу, потому что делаю эту модель по индивидуальным размерам. Нарульная сумка — 80, подседельная — 90, сумки-канистры разных видов — 30 рублей за штуку, бензобак — от 30 до 50 в зависимости от вида, фидбэг — 30 рублей. Для сравнения, подседельная сумка известного американского производителя будет стоить около 300 рублей.

Я ручаюсь за качество моих изделий, но ткани и технологии у импортных промышленных сумок совсем другие, и они, конечно, стоят своих денег. Покупатель может выбирать.

Раньше я смотрел на цены других производителей и мне казалось, что они просто гребут бабло лопатой, но потом выяснилось, что это далеко не так.

— Сейчас я уже знаю, что цена оправдана, но многие люди этого не понимают. Они, например, думают, что метр ткани стоит 20 рублей, а из этого метра можно полвелосипеда обшить. Почему же сумки такие дорогие?

Потому что кроме ткани нужно ещё очень много всего. Оборудование, фурнитура, ленты, стропы, время на работу — всё это в сумме даёт серьёзные деньги. К тому же действительно сложно сделать что-то удобное, качественное и красивое.

Есть разные подходы к производству, у меня подход такой: я не допущу плохого качества. Я с уверенностью могу сказать, что мои нитки выдержат, мои материалы выдержат, моя фурнитура выдержит. Всё, что должна выдерживать велосипедная сумка, моя сумка выдержит.

Весы для проверки прочности фурнитуры на разрыв. Пластиковые детали выдерживают нагрузку 40 кг.

Технически я делаю максимальную влагозащиту, насколько это позволяет мой уровень мастерства, но я не заявляю, что мои сумки водонепроницаемые. Ткань водонепроницаемая благодаря пропитке, но для 100% влагозащиты нужна специальная обработка швов, а у меня такой нет.

Но я, например, шью внешний и внутренний слои сумки так, чтобы швы не совпадали. Это увеличивает время проникновения воды внутрь сумки через швы в двух слоях ткани. Но чтобы ко мне не было претензий, я не говорю, что мои изделия водонепроницаемые.

Если рука дрогнула и шов прошёл слишком близко к краю, я переделаю. Потому что в момент нагрузки этот шов может разойтись, а я считаю это браком. Даже гипотетически не допущу такого!

И я никогда не отказываюсь что-то изменить в своих сумках, стараюсь гибко реагировать на пожелания заказчиков, что-то улучшаю и делаю более удобным. Хотелось бы, чтобы покупатели чаще говорили о своих замечаниях.

Например, бывали случаи, когда люди путались в стропах и неправильно вешали сумку, отчего было не совсем удобно. Поэтому я, во-первых, немного изменил дизайн — сделал разные застёжки на разные стропы, чтобы неправильно пристегнуть что-то стало невозможным просто физически. А во-вторых решил добавлять к своим изделиям брошюры с информацией о том, как сумку правильно закрепить на велик.

Со следующего сезона я планирую поднимать цены, но на сколько, пока сказать не могу. Сейчас у меня действует система скидок: если человек заказывает набор из нескольких сумок, одну из них я делаю в подарок и денег за неё не беру.

В следующем сезоне я так делать уже не буду. Всё-таки заказы у меня есть, их достаточно, свою работу я делаю хорошо и считаю, что она должна соответственно оплачиваться.

Планы на будущее

– Моя «ламповая» мечта — это не расширяться очень сильно, а быть локальным крафтовым производителем. Не хочу вырастать в какую-то фирму, которая будет производить сумки массово. Хочу, чтобы ко мне обращались люди, которые ищут что-то уникальное, созданное специально для них.

При этом я очень не хочу нанимать чужих людей, а хочу семейный бизнес с девушкой, а в будущем — с женой. Я этого очень хочу, но, признаюсь, не очень в это верю.

Я понимаю, что в наших реалиях маленькое крафтовое производство вряд ли сможет позволить мне не только постоянно работать, но и будет обеспечивать какие-то более широкие потребности — строить дом, путешествовать — в общем, жить, ни в чём себе не отказывая. Но я стараюсь. Посмотрим.

Связаться с Александром Майсейчиком можно через его профиль в Instagram.

Этот пост ещё интереснее: Место работы: Oxagile

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!