Стиль

Велосипедные очки

Почему они выглядят так неоднозначно и нужны ли вообще?

1 декабря 2019

Если велосипедные перчатки даже профессиональные спортсмены носят через одного, то увидеть кого-то на соревнованиях без очков практически невозможно. Разберёмся, нужны ли они обычным любителям.

Для чего их придумали?

Велосипедные очки носят не для того, чтобы выглядеть как профи. Как и другую специальную экипировку, их придумали для решения вполне конкретных проблем, а характерный футуристический дизайн продиктован необходимостью.

Велоочки защищают глаза со всех сторон, часто у оправы нет боковой и нижней частей для максимально широкого обзора, а цветные стёкла помогают лучше видеть при разном освещении.

Видно, как отличается форма обычных и велосипедных очков: у первых линзы расположены на одной плоскости, а вторые повторяют форму головы

Нетрудно догадаться, что тонированные очки защищают от солнца. Слишком яркий свет мешает ясно видеть, а ультрафиолетовое излучение постепенно повреждает сетчатку и со временем может привести к болезням глаз. Затемнённые стёкла отфильтровывают видимый спектр света и невидимые, но вредные UV-лучи. Это актуально как летом, так и зимой, когда солнце отражается от снега и бьёт в глаза.

Но защита от солнца — не единственная задача.

Даже если на улице полный штиль, во время движения ваше лицо постоянно обдувает поток воздуха. Негативное влияние может быть не так заметно, если вы едете 10 минут, но чем дольше вы крутите педали, тем сильнее дискомфорт. Глаза сохнут, слезятся и постепенно превращаются в два красных помидора. А в очках такого не случится — они защищают от ветра.

Очевидно, ездил без очков

Пыль, смог, капли дождя и тумана, пыльца растений — в общем, всё, что может летать в воздухе, обязательно попадёт в глаза, если на них не будет очков. В лесу они защитят от веток и листьев, а на шоссе — от мелких камушков и мусора, летящих из-под колёс проезжающих машин.

Ещё есть мухи и мошки, которые любят попадать в глаза как раз в тот момент, когда вы как следует разогнались и с упоением мчитесь навстречу ветру. Если вы будете в очках, то просто сотрёте с них останки мухи, пожмёте плечами и поедете дальше.

Очки важны для глаз не меньше, чем шлем для головы. Разница в том, что шлем выполняет свою функцию только один раз — в случае аварии, а качественные очки работают в каждой поездке.

Как выбрать хорошие?

Не знаете, какие очки купить?

Хорошие очки улучшают видимость и безопасны для глаз. Чтобы выбрать такие, убедитесь, что понравившаяся пара отвечает следующим критериям:

  • Линзы сделаны из поликарбоната — лёгкого небьющегося материала. В отличие от, например, стекла, он не повредит глаза осколками в случае аварии.
  • Оправа пластиковая, лёгкая и гибкая. Такая не будет ощущаться на лице, выдержит удары и нагрузку, например, во время смены линз.
  • Дужки (или заушники) и упоры для носа сделаны из силикона или прорезиненного материала. С ними очки будут надёжно держаться, не сползут во время тряски или если вы вспотеете.
  • Очки имеют пометку 100% UV Protection или UV 400. Она означает стопроцентную защиту от ультрафиолета. Если пометки нет, это ещё не значит, что нет и защиты, и наоборот. Во многих салонах оптики есть прибор для проверки качества ультрафиолетового фильтра в очках. Попросите консультанта проверить вашу пару перед покупкой.
Пластиковая оправа только в верхней части линз, резиновые дужки и упор для носа

Необязательно, но полезно, если очки будут иметь дополнительное покрытие. Например, противотуманное или антизапотевающее не даёт появляться конденсату, который мешает обзору. Устойчивое к царапинам покрытие делает стёкла более прочными, а гидрофобное заставляет капли дождя быстрее стекать вниз без пятен и потёков.

Поляризационные линзы уменьшают блики от дороги и других горизонтальных поверхностей, а фотохромные или «хамелеоны» меняют степень прозрачности в зависимости от количества света.

Что означает цвет стёкол?

Стекло велосипедных очков бывает разного цвета, также в комплекте могут быть дополнительные линзы, которые можно менять в зависимости от окружающих условий.

Классические чёрные или тёмно-серые стёкла считаются нейтральными, так как не искажают естественные цвета. Они уменьшают блики, также у них максимально возможная защита от света, поэтому их надевают при слепящем солнце.

Тёплые оттенки — жёлтые, оранжевые, янтарные и коричневые — делают очертания предметов более резкими. В ясный день выбирайте коричневые стёкла, а в пасмурную или туманную погоду, когда света мало, достаточно будет светло-жёлтых.

Голубые линзы смягчают контрастный свет уличных фонарей и автомобильных фар, поэтому подходят для сумерек.

Как правило, в комплект кладут стёкла именно этих цветов — жёлтого, коричневого, голубого и тёмно-серого, потому что они лучше всего подходят для условий, в которых ездит обычный велосипедист.

Выбор оттенка — не строгая рекомендация, а личное предпочтение. Достаточно поэкспериментировать раз или два, и вы поймёте, какие цвета подходят вам лучше. Если планируете купить одни универсальные очки без сменных линз, выбирайте прозрачные или фотохромные, это будет неплохой компромисс для любых условий.

Как должны сидеть?

Правильно подобранные очки почти не ощущаются на лице и тем более не мешают езде. Понять это можно уже в магазине.

  • Очки должны близко прилегать к лицу, но не касаться щёк и ресниц.
  • Примеряйте очки вместе со шлемом, в котором планируете ездить. Так будет ясно, не мешают ли ремешки и застёжки заушникам, а края шлема — оправе.
  • В идеале, когда вы надели очки, дужки должны быть параллельны друг другу. Если концы дужек оказались шире оправы, значит очки вам малы, если наоборот — велики. Также изгиб дужки должен приходиться точно на ухо. Неподходящие по размеру очки будут спадать или давить в долгой поездке.
  • Стёкла не должны искажать изображение. В очках и без них размеры и форма окружающих предметов должны быть одинаковыми.
  • Оправа не должна закрывать боковой обзор, особенно когда вы смотрите назад через плечо.

Иногда очки могут быть удобны в положении стоя, но при езде на велосипеде положение головы меняется, и человек смотрит через верхнюю часть оправы или даже поверх очков. От этого может затекать шея, болеть спина и сильнее напрягаться глаза. Чтобы проверить, наденьте понравившиеся очки и примите ту позу, в которой вы сидите на велосипеде. Не стесняйтесь сделать это в магазине, здоровье важнее. Взгляд проходит через центр линз? Отлично, эта модель вам подходит.

Очки близко прилегают к лицу, не касаются щёк и не мешают ремешкам шлема  |  Изображение: bbbcycling.com

Если носите обычные очки с диоптриями, можно выбрать спортивную модель со вставками для корректирующих линз. Но подходят такие не всем, поэтому перед тем, как их заказывать, проконсультируйтесь с офтальмологом.

Спортивные очки, по мнению многих, выглядят своеобразно, поэтому люди часто предпочитают им обычные гражданские. Выбирая такие модели, всё равно старайтесь следовать нашим рекомендациям и помните, что очки в первую очередь должны быть безопасными.

Следующий пост ещё интереснее: Strava: между осенью и зимой.

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!