Своими глазами

Место работы велосипедиста: iTechArt

Что думают IT-комьютеры о своих офисах, Правилах и минской инфраструктуре

14 октября 2019

Этот репортаж открывает серию материалов о местах работы тех, кто предпочитает велосипед другим видам транспорта. Мы будем рассказывать об условиях труда и ежедневном быте людей, которые регулярно добираются на работу на двух колёсах. Но в центре внимания, конечно, будут сами комьютеры и их мысли о месте велосипеда в повседневной жизни.

Наш урбаноид побывал в двух их трёх минских офисов iTechArt Group — IT-компании, в которой работают более 1600 человек в семи городах Беларуси, Нью-Йорке и Лондоне. Посмотрел, как они устроены, и узнал об условиях для сотрудников-велосипедистов из первых уст.

На подземной стоянке главного офиса на ул. Толстого, для велосипедов выделено несколько мест с П-образными стойками.

Войти или въехать в паркинг можно только по электронным пропускам, кроме того, стоянка оборудована системой видеонаблюдения.

В обоих офисах после поездки на велосипеде можно принять душ, привести себя в порядок перед зеркалом и высушить волосы феном.

Есть кухни, где можно разогреть еду в микроволновой печи, приготовить чай или кофе или наполнить велофлягу питьевой водой из фильтра.

Строгий дресс-код в компании не обязателен, можно работать в той одежде, в которой приехал, или переодеться, но персональных шкафчиков нет. Сменную одежду можно хранить в общем шкафу.

Все сотрудники работают в больших оупен-спейсах.

В день визита несколько ребят отвлеклись от работы и поделились своими взглядами на дружелюбность компании к велосипедистам и мыслями о городской велосипедной среде в целом.

Юра, разработчик. Велосипед — Cube Acid

— Надо, наверное, рассказать, почему я езжу на велике. Во-первых, это просто удобно. Я замерял: если пользоваться «общаком», до работы я доезжаю за полчаса, на велике это 18, может 20 минут.

Во-вторых, у нас в компании отличные условия: парковка, душ. Всем пользуюсь. Когда для этого есть условия, велосипед становится значительно более удобным, чем любой другой транспорт.

Но в плане инфраструктуры в городе и велосреды в целом мне не хватает адекватности как пешеходов, так и автомобилистов. До нас это просто ещё не дошло.

Велодвижение надо развивать не с построения каких-то участков, как, например, на Комаровке сделали. Ну, сделали, теперь там сидят бабки, торгуют капустой. Надо развивать более глобально, с точки зрения представлений о велосипеде как о реальном транспорте, а не как о средстве для развлечения.

Я думаю, хоть я не очень-то законник, надо обозначить чёткие права велосипедиста. Определить, что он может делать на тротуаре, чего не может. Пока это всё на словах.

Есть куча кейсов, когда велосипедист на велодорожке сбивает кого-то и оказывается виноватым. Когда это попадает в прессу, у народа только закрепляется мнение, что у велосипедиста будут проблемы, если он, не дай бог, какого-то пешехода заденет.

Я не спорю, пешеходов задевать не надо, но все ситуации, когда кто-то кого-то подбил, должны решаться объективно. Надо это выносить на нормальный уровень, вносить какие-то правки в ПДД, чтобы люди просто не хотели на эту велодорожку заходить.

Надо больше делать велодорожек и не обязательно таких крутых, как у нас в центре. Кстати, ни в одном европейском городе я таких не видел. Это же дорого очень такие делать и поддерживать. Достаточно просто отдельную полосу, вот такую — я сейчас руками чуть меньше метра показываю — как в Стокгольме, например, где полосы из какого-то старого асфальта.

Для пешеходов нормальная плитка, для велосипедистов асфальт — и всё ок!

Каждый идёт по своей части, никто никого не задевает. Ну, и опять же безбарьерная среда — нужно сделать разметку для великов на переходах, чтобы под землю не загонять людей.

Максим, инженер-программист. Велосипед — Stels Focus

— На работу на велосипеде я езжу раз в неделю, по пятницам. Считаю, что этого мне вполне достаточно, чтобы на этом остановиться. Успеваю соскучиться, так сказать. Пятница — день разгрузочный. Если бы я поехал в другой рабочий день, то вечера уже бы не осталось для отдыха. А пятница — легкий день, впереди выходные. Это, скорее, психологический момент.

Для меня большое значение имеет расположение офиса. Из микрорайона Уручье дорога на работу на велике занимает примерно час с минутами. На метро — в два раза быстрее, минут 25-30. Если бы офис находился где-то в другом районе, в Малиновке, например, или в Чижовке, я бы вряд ли ездил, потому что далеко, физически тяжеловато.

Для развития велодвижения нужна инфраструктура. Велодорожка основная — это хорошо, но хотелось бы, чтобы была сеть таких дорожек, которые ведут от района к району, чтобы можно было без препятствий доезжать из одной части города в другую, чтобы не спешиваться, не переходить по переходам. Было бы здорово.

Еще есть момент для тех, кто живёт на окраинах города — съезды с МКАД, которые ведут на улицы внутри района, пересекать не всегда удобно. Там часто нет переходов, приходится стоять и ждать, пока тебя кто-то пропустит.

Сейчас в Минске активно оборудуют пешеходные переходы — вешают знак с велосипедом, добавляют разметку, всё хорошо, мне это очень нравится. Планируют в новых ПДД разрешить не спешиваться на регулируемых пешеходных переходах. Но на нерегулируемых всё равно придётся спешиваться.

Задача ПДД какая? Обеспечивать безопасность всех участников дорожного движения. Я считаю, что велосипедист должен ездить так, чтобы другим было комфортно и безопасно. И тут регулировка специальными правилами — спешивание, не спешивание — это всё бесполезно.

Антон, инженер-программист. Велосипед — Marin Fairfax SC3

— Вообще я уже закрыл велосезон в конце сентября, но сегодня приехал по случаю и понял, что не всё так плохо. При должном экипе вполне можно ездить!

Летом я езжу в велошортах, если ветрено — то какие-нибудь непродуваемые штаны сверху надеваю, джерси, «термуху». Всегда с собой дождевик вожу — выручит, если дождь.

Шлем обязательно. Когда я начинал строить свой маршрут на работу, он частично пролегал по проезжей части, и я понял, что шлем мне необходим. Но потом я с проезжей части ушёл, потому что понял, что даже шлем тут особо не поможет.

Какое-то время я жил за городом, и оттуда на велике было очень долго добираться до работы, поэтому я ездил на машине. Потом переехал в Минск и понял, что с машиной у меня уменьшается физическая активность: я сижу в машине, сижу на работе, сижу дома — везде сижу!

В плане экологии велик тоже здорово. Я понимаю, что я один ничего не изменю, но надо же с чего-то начинать.

Ну, и просто это интересно, это элемент социализации. Опять-таки, дома я один, на работе один, в машине один, а на велике ты ощущаешь себя членом какого-то общества. С ребятами с работы мы иногда устраиваем велопокатушки.

Хотелось бы, чтобы велосообщество у нас в компании было более развито. Я знаю, что у нас раньше были организованные велопокатушки, где ребята выезжали на длинные дистанции, на электричке добирались до места старта. Сейчас это всё поутихло, но, надеюсь, может быть организуемся ещё.

По поводу развития велодвижения в целом, есть много аспектов, которые нужно затронуть, чтобы улучшить ситуацию. Во-первых, инфраструктура: сделать выделенные велодорожки вдоль линий метро — к нам же велошеринг пришёл, и будет довольно удобно, если человек сможет от станции до станции проехать на велосипеде.

Велопарковки нужно делать. Они как бы есть, но их мало. Бывает пытаешься запарковаться, ищешь, где поставить велосипед свой — так это же квест целый!

Во-вторых, на законодательном уровне нужно что-то менять.

Велосипедистов на тротуар загнали, на проезжей части ездить нельзя, но тогда на тротуаре нам надо какие-то права дать, а не только обязанности.

Нужно менять отношение друг к другу, а то у нас как: автомобилисты не любят велосипедистов, пешеходы не любят велосипедистов и автомобилистов, велосипедисты не любят автомобилистов и пешеходов. Все друг друга не любят.

Я являюсь и велосипедистом, и пешеходом, и автомобилистом, и собачником, и программистом — кстати, их тоже не любят почему-то. Как это изменить?

Разруха не в клозетах, разруха в головах. Нужно быть добрее друг к другу, тогда может и отдельные велодорожки не понадобятся, потому что все будут уживаться на тротуаре.

Ира, мануальный тестировщик. Велосипед — Bulls Copperhead 3

— На велосипеде я очень давно. В детстве были какие-то «взрослики», на которых под рамой катались, раскладушки «Аист» ушатанные, как обычно без тормозов — весёлые покатушки, но это были не лично мои велосипеды, а я хотела свой. Помню момент, когда плакалась родителям, чтобы они мне подарили велосипед на 18-летие. И вот с тех пор я с велика не слезаю.

Помню, что мне подарили городской велосипед, но инфраструктура Минска на тот момент вообще не была под велосипеды «заточена», и со временем я пересела на более мощный велик.

Сейчас у меня велосипед вообще не городского типа, хотя инфраструктура наоборот развивается, но я достаточно много выезжаю в лес, где нет дорог. Езжу туда, где настоящая природа — с ямами, с оврагами, с бродами. Люблю это дело, люблю и катаюсь. Если выезжаю куда-то на два выходных, километраж может быть 100-200 км.

Велик — это транспорт, езжу на работу в любую погоду, не важно — дождь, солнце, в снег тоже выезжаю кататься, но не всегда. Если я понимаю, что поездка мне не принесёт радости, я не поеду.

Приезжаю в офис и переодеваюсь, но часто всё зависит от моей поездки. Если по городу поездка непродолжительная — я оденусь как человек городской, если это лес и большие физические нагрузки, то выбираю более подходящую для этого одежду.

Вообще по городу я всегда езжу достаточно аккуратно, смотрю по сторонам, чтобы не создать проблем ни себе, ни пешеходам. Понимаю, что все люди, не важно дети или взрослые, могут совершать какие-то резкие движения, и никогда не разгоняюсь выше 25 км/час, чтобы по городу гнать.

В велосипедах я разбираюсь так: что у меня есть — то и хорошо. Если нужно пройти СТО или что-то ещё сделать, то у меня есть друзья, к которым я могу обратиться. В этом плане я на велосипеде как девочка. Хотя если пробило колесо, я справлюсь. В общем, систему не заменю, но камеру поменяю.

Егор, разработчик. Велосипед — LTD Crossfire

— Я не из Минска, когда приехал сюда, привёз из родного Жлобина свой старый велосипед. Это был бэушный немецкий велосипед с тремя скоростями, очень-очень древний. Вот я его привёз и на нём ездил. Выглядело это довольно комично, потому что велосипед этот подростковый, но желание ездить на велосипеде победило.

Потом уже купил себе свой велик. Второй сезон на нём езжу, доволен и пока не хочу себе ничего другого. Я не настолько увлечён всей этой темой, велосипед для меня — просто транспорт, исключительно утилитарная функция, как одежда или обувь.

Езжу на работу по большей части всё лето, осенью тоже и иногда по настроению даже зимой, когда уже почищены дорожки. Потому что по гололёду по ПДД нельзя, а по снегу просто не очень приятно.

Одна из причин, по которой я езжу на велосипеде на работу — это занимает всего 15 минут. Очень приятно, это как раз то время, чтобы не вспотеть, как после тренировки, но и не 5 минут, чтобы можно было пешком дойти.

Если бы в компании не было всех условий, которые сейчас она предлагает — парковку, душ — я бы, скорее всего, всё равно ездил на велосипеде. Хотя без душа, конечно, тяжело было бы, пришлось бы ездить очень спокойно. А так ты можешь ехать в любом комфортном темпе, зная, что приедешь и можешь привести себя в порядок. Когда искал работу, я на это не обратил внимания, и это оказался приятный сюрприз.

Если сравнивать Минск и Жлобин, то в маленьком городе радует то, что вообще нет подземных переходов. Жлобин более равнинный, в отличие от Минска, где ты едешь обычно либо в горку, либо в ещё более крутую горку.

В Минске инфраструктура лучше: парковки появляются хоть какие-то — не будем о качестве говорить — но они есть. Чего не хватает, так это оборудованных для велосипедиста переходов.

Сейчас очень много переходов, где надо спешиваться, это неудобно, и не многие это делают. Я тоже, признаюсь, не всегда спешиваюсь, по настроению. Есть места, где не спешиться нереально — например, шестиполосные улицы, но в основном это неоправданно.

Николай, стажёр на должность инженера-программиста. Велосипед — Fuji Nevada 1.5

— Я люблю велосипед и катаюсь на нём по разным странам — у меня хобби такое. Просто так катаюсь, для удовольствия, мне весело. Я был в Польше, Литве, по Беларуси много ездил: Браслав, Гродно, Гольшаны, Крево, старые костёлы в неизвестных местах — всё и не вспомнишь сразу.

Всего за два года получилось тысяч 15 километров. Началось это случайно — я встал утром 1 апреля 2018 года и подумал: «Поеду на Вилейку!» Не знаю, зачем, просто взял велик и поехал. Так и начались все эти катания.

Вообще я люблю путешествовать, в интернете мало сижу.

Когда приходишь домой с работы, то лучше провести время с семьей, с друзьями, потому что интернет — он же всегда будет, а люди смертны. Лучше проводить время с реальностью.

На работу на велике я езжу не всегда. Я вообще себя не ограничиваю никак. Такое ощущение, что, если ты катаешься на велике в другие страны, ты презираешь все остальные виды транспорта. Нет! У меня вообще никаких установок нет: захочу — на велике, захочу — без.

Раньше я работал в веломагазине, и мне там на халяву по дешёвке отдали Fuji Nevada, на котором я и езжу. Он как бы японский, как бы американский, но на самом деле китайский. Прикольно, сейчас всё так!

Но вообще хочу себе новый велик, какой-нибудь туринг — они сейчас набирают популярность. Туринг — это как шоссер, только для путешествий, ты можешь на нём очень далеко ехать, он удобный, там руль-баран.

Я хотел бы купить белорусский туринг, но у нас, к сожалению, нет таких. Придётся ехать куда-нибудь в Украину и покупать там украинский, а потом оттуда на нём домой вернусь — такой у меня план. Просто дорого билеты покупать, а на велике дешевле.

Чаще всего мои приключения случайны. Я узнаю, что мы завтра куда-то едем — ну, ок, и я еду. Придумываем с друзьями, куда ехать, и едем на выходных.

Вообще стандартная для меня ситуация раньше была, когда я в час ночи в понедельник пытаюсь пересечь границу на велосипеде, а в 10 утра я уже на работе сижу и как ни в чём не бывало работаю. Сейчас я так уже не делаю, но такое бывало, да.

Я очень Вильнюс люблю и одно время пропадал там — английский учил. Просто у меня не было денег на английские курсы, но была виза. И я на велосипеде каждые выходные катался в Вильнюс, чтобы учить английский. Там есть разные англоязычные хостелы, я приезжал туда, заходил и общался. Очень надо было английский выучить.

Кстати, границу на велосипеде легко пересекать. Если не считать того, что тебя там все ненавидят за то, что ты без очереди проходишь, то нормально — всего минут 5. Меня на литовской границе уже узнают, спрашивают, когда вернусь, куда еду на этот раз. Там весёлые люди, мы общаемся нормально. С поляками пока такого нет, они ещё не запомнили меня.

Я встречал много людей, которые говорят: «У вас в Минске всё классно с великами!» Не поспоришь — у нас в Минске всё супер. И в других городах тоже какая-то движуха начинает появляться, это хорошо.

Некоторые из Гродно жалуются, что у них там нет парковок, бордюров удобных. Но мне всё равно — какая дорога будет, такая и будет. Я не привередлив, просто беру и еду. Будет лес — ну, ок, придётся ехать через лес. Будет речка — придётся перебираться через речку. Выбирать не приходится. А в Минске вообще всё хорошо.

Мне велик очень много всего интересного подарил. Это не так сложно, как может показаться. Просто берешь и едешь. Главное — захотеть.

Даниил, веб-разработчик. Велосипед — Kalkhoff Agattu

— Я долго подбирал себе велосипед, потому что было много критериев, которые за годы катания я для себя вывел. Главный — это комфортное передвижение по городу, поэтому я большой фанат именно городских велосипедов с вертикальной посадкой.

У нас, мне кажется, культура именно городских велосипедов недостаточно развита. Очень любят у нас на горных велосипедах в городе кататься, любят велосипеды с высокой рамой, на которые неудобно из-за этого садиться. А обычные городские велосипеды с низкой трубой почему-то считаются дамскими, будто это что-то неприличное. Мне очень не нравятся такие стереотипы, и я стараюсь со своей стороны их развенчать.

Я считаю, что не надо подстраиваться под ту городскую среду, что у нас есть, под эти неровные дороги, под ограничивающие правила.

Если вы хотите ездить по городу, нужно не выбирать внедорожные велосипеды, а требовать, чтобы власти создавали среду для комфортного передвижения именно на городском велосипеде. Например, велодорожки хорошие строили, какие-то изменения в ПДД вносили, чтобы сделать передвижение по городу на велосипеде более комфортным и более безопасным.

У нас люди ходят по велодорожкам не потому что эти люди такие плохие, а потому что часто нет других вариантов. У нас как: вот есть кусок асфальта, пусть это будет велодорожка. И не важно, что она никак не выделена или проходит в каком-то людном месте или в живописном месте, где люди хотели бы гулять. А если уж создавать велодорожку, то она должна быть хорошо отделена.

Каких-то базовых вещей не хватает, типа велопарковок или веломагазинов. Банально — заезжаешь на заправку, а не везде можно колесо подкачать, если спустило. В общем, инфраструктуру нужно развивать.

На работу я езжу на велосипеде, скажем так, регулярно. Если дождь на улице, я могу поехать на общественном транспорте, это не проблема. На транспорте дорога занимает примерно полчаса, на велосипеде — минут 40. Во-первых, разница небольшая, что приятно, а во-вторых, на велосипеде не нужно ждать, просто сел и поехал, к тому же можно ещё по дороге куда-нибудь заехать. Ну, и удовольствие от велика больше, конечно.

Когда я сюда поступал на работу, то не знал об удобствах для велосипедистов, у меня были другие критерии выбора. Но если бы знал и выбирал из нескольких предложений — это был бы серьёзный плюс в пользу iTechArt.

В любом приличном офисе должно быть обустройство для велосипедистов: душ, велопарковка — это минимально. Такие удобства — это показатель того, что компания заботится о своих сотрудниках.

Напишите нам, если вы хотите рассказать о своём месте работы и о том, насколько вам удобно приезжать туда на велосипеде.

Фотографии: Саша Галузо / @photo_minsk_sasha

Следующий пост ещё интереснее: Зачем нужны велосипедные перчатки?

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!