Своими глазами

Минский Велодром для велосипедистов-любителей

Что может предложить спортивный объект, когда ездить по улицам не позволяет погода

Минский Велодром видит каждый, кто проезжает по главной велодорожке вдоль проспекта Победителей, а после II Европейских игр про него знают, наверное, даже те, кто никогда не сидел на велосипеде.

В воздухе уже витает запах осени, близится закрытие сезона, и любители крутить педали смотрят на здание с изображением велосипедиста с особым интересом — здорово было бы покататься в теплом и сухом помещении, когда на улице идет дождь или снег.

Белорусы привыкли к тому, что спортивные объекты в стране открыты для всех желающих. Залы, бассейны, стадионы — все это доступно каждому, стоит лишь захотеть. Даже такие дорогие и сложные с технической точки зрения объекты, как ледовые арены, рады принять посетителей и предлагают массовые катания или индивидуальные уроки с инструктором.

Поэтому в один прекрасный день мы попробовали попасть на минский Велодром, чтобы выяснить, как можно скрасить долгие зимние вечера и поддержать себя в форме между сезонами. Но оказалось, что сюда нельзя просто приехать покататься, когда трек свободен от соревнований или тренировок. Без специального разрешения или покупки спорт-услуг, например, сеанса бадминтона, человек с улицы не сможет даже пройти внутрь.

Нам туда попасть удалось вместе с ведущим специалистом отдела маркетинга и рекламы комплекса «Минск-Арена» Андреем Цариковым. Во время нашего визита не было тренировки профессиональных велосипедистов, поэтому трек был пуст. В центре арены — это пространство называют ядром — на бадминтонных кортах заканчивали игру двое посетителей.

По словам представителя организации, в разгар рабочего дня людей действительно мало, к тому же в летний период посещаемость всегда падает. Но по вечерам и в другие сезоны на велодроме заняты все корты.

На наш вопрос, почему кольцо закрыто для велосипедистов-любителей, ответил Андрей Дубодел — инструктор велотрека. От рассказал, что раньше комплекс предоставлял услугу катания на треке всем желающим, но ее оказание пришлось прекратить по соображениям безопасности:

— Да, мы попробовали, потому что был спрос. Но есть много моментов, из-за которых это небезопасно, и неподготовленный человек может получить травму.

Трековые велосипеды сильно отличаются от обычных городских или горных, на которых ездит большинство. У трековых велосипедов нет тормозов, нет свободного хода, управлять скоростью и тормозить можно только движением ног. Для обычных людей это непривычно, они падают.

К тому же на виражах большой уклон — около 42 градусов, там даже на ногах устоять невозможно. Чтобы проехать вираж, скорость должна быть минимум 35 км/час. Минимум! Физика, закон инерции, центробежная сила — все это в действии. Если скорость будет меньше, то велосипед просто скатится или упадет вниз.

Велосипед должен быть специальный — с более короткими шатунами, узкими колесами, гладкими покрышками. И если выбор велосипедов мы еще можем проконтролировать, то поведение посетителей — нет. Они могут пытаться заезжать на виражи, могут упасть и получить травму, могут зацепить и повредить покрытие. Много чего может случиться. Поэтому услугу мы прекратили.

Мы вспомнили о проблеме пустующих ледовых дворцов и спросили у Андрея Царикова, насколько комплекс финансово самостоятелен и могли бы услуги по массовому велосипедному катанию помочь комплексу выйти на самоокупаемость. По словам специалиста, учредителем «Минск-Арены» является Мингорисполком, поэтому комплекс подведомственен мэрии:

— Мы уже перешагнули отметку 50% по самоокупаемости, сейчас она в районе 65%. Перешагнув эту отметку, комплекс потерял многие льготы, которые раньше получал от города.

Можно много рассуждать про бизнес-планы, но всегда нужно помнить о том, как именно задумывался этот проект — прежде всего, как социальный. То есть, если кратко, это долгосрочные инвестиции государства в тот вектор, который поддерживает наше правительство — развитие детского спорта и спорта высших достижений. Именно это ставится в приоритет. Поэтому здесь о 100%-ном коммерческом подходе не может идти речь.

Хотя никто не мешает быть открытыми, зарабатывать деньги. У нас есть спортивные услуги, например, корты, как сейчас. На внутренней площадке трека можно быстро установить любые покрытия с инвентарем для игровых видов спорта, батуты, разве что бассейна здесь еще не было, а все остальное — было.

В ответ на наш вопрос, чем еще, кроме аренды велотрека, может заинтересовать велосипедиста-любителя минский Велодром, нам предложили летний велопрокат, и мы с воодушевлением пошли на него посмотреть.

Летний велопрокат

К сожалению, для 2019 года прокат выглядит архаично. На стойках висят довольно потрепанные велосипеды AIST, выбор небольшой: женские модели с открытой рамой, несколько детских и горные велосипеды не самых последних лет выпуска.

Цена проката также не радует — 4 рубля за час аренды, что ощутимо выше цен на популярные шеринговые велосипеды.

По словам сотрудника проката, после прихода в город велошеринга спрос на услуги их точки ожидаемо упал. Например, в день нашего визита до обеда не было ни одного клиента. Пока мы беседовали, мимо нас проехали несколько человек на узнаваемых желтых велосипедах. Выбор пользователей очевиден.

Абсолютно логично, что после появления байкшеринга все традиционные прокаты «из будки» моментально устарели. Кому захочется куда-то специально идти, брать велосипед и возвращать туда же, причем делать это за 4 рубля за час, если шеринговые велосипеды доступны везде, их можно оставлять, где удобно, и стоят они дешевле.

Для большинства подобных сервисов настали трудные времена, и если не пытаться идти в ногу со временем, сезон 2019 года для многих городских пунктов велопроката может стать последним.

Взгляд со стороны

В Указе Президента № 622 о строительстве комплекса «Минск-Арена» одной из целей было названо создание условий для занятия населения физической культурой и спортом.

Мы посмотрели на трек и его устройство, увидели подтрибунные помещения, мастерскую и оборудование для тренировок. Велодром — высококлассный комплекс, но трек доступен только профессиональным велосипедистам, а для «занятия населения физической культурой и спортом», в данном случае простых велолюбителей, услуги нет.

Но что мог бы сделать Велодром, чтобы при возрастающем интересе людей к велосипедам не только поддержать государственную программу по популяризации спорта среди населения, но и заработать, чтобы иметь возможность поддерживать детский профессиональный спорт?

Массовые катания на велосипедах. На наш взгляд, беспокойство по поводу возможных травм у посетителей на велотреке — это спорный аргумент. На ледовой арене так же легко упасть и получить травму, в бассейне можно утонуть, а после прыжка с парашютом и вовсе можно не вернуться домой. Но это не останавливает другие организации предлагать подобные услуги.

И по нашим наблюдениям, и по словам представителей спортивного комплекса, спрос на катание по треку есть. А если есть спрос, то можно организовать и предложение. Когда человек покупает абонемент в бассейн или спортзал, он подписывает договор и соглашается, что за свои действия и возможные травмы он несет ответственность самостоятельно.

Заезды на виражи можно пресекать установкой ограждений, замечаниями, штрафами и лишением доступа на трек — это обычная практика в подобных услугах. Например, если сесть за руль каршеринговой машины пьяным или попасть в ДТП, придется заплатить штраф и навсегда лишиться возможности пользоваться сервисом. Такие случаи есть, но каршеринг успешно функционирует.

Беспокойство за целостность покрытия тоже излишне. Для езды по треку можно предоставлять в прокат или требовать от посетителей специально подготовленные велосипеды, подходящие по техническим характеристикам.

Нижнюю полосу на время сеансов массового катания можно защищать дополнительным съемным покрытием, как это делается в центре ядра. Любая компания оценивает риски и включает затраты на ремонт в стоимость своих услуг. Те же шеринговые велосипеды ломают и топят в водоемах, но компания не считает это поводом для прекращения сервиса, потому что в общем итоге предоставлять услуги более выгодно, чем не предоставлять.

Например, велодром в Lee Valley VeloPark в Лондоне, который был построен к Олимпийским играм 2012 года и открыт для посетителей в 2014, оказывает большое количество услуг по массовому катанию. Трек доступен для всех желающих с 12 лет и ростом от 145 см. Есть прокат велосипедов, шлемов и перчаток, для тех, у кого нет своих.

Допускаем, что наше мнение обывательское, и на практике это сделать труднее, чем кажется со стороны. Если велотрек все-таки недоступен, есть и другие варианты привлечь посетителей.

Прокат современных городских велосипедов. Если нельзя конкурировать форматом проката, то можно конкурировать качеством услуг. Например, можно предложить людям более удобные и современные модели, чем те, что есть в шеринге. Тогда и более высокая цена будет оправдана.

Веломастерская. К мастерам Велодрома, которые работают с велосипедами профессиональных спортсменов, у простых людей будет больше доверия, чем к мастерам в условных гаражах.

Можно предлагать услуги по настройке посадки на велосипеде, подготовке велосипедов к продолжительным поездкам, можно давать экспертные мастер-классы по техобслуживанию — можно делать все, что угодно, ведь есть и помещения, и специалисты. Фигурные коньки никто не точит лучше, чем мастера на ледовых аренах, так где еще, как не на Велодроме, получать лучшую техническую велопомощь?

Уроки езды на велосипеде. Снова вопрос доверия — где еще, как не на Велодроме, по мнению обывателя, могут научить хорошо ездить? Для базовых навыков не нужно много места, достаточно участка внутри центрального ядра. Более опытным велосипедистам можно предлагать услуги по совершенствованию техники или тренировкам в зимний период. Наверняка будет много желающих учиться под руководством профессионального инструктора в комфортных условиях.

Хранение велосипедов. Эта услуга не требует ничего, кроме свободного помещения с надежным замком на двери. Можно предлагать разные сроки хранения с гибкой системой скидок, отдельные боксы или общие залы. Это отличная возможность заработать и стать более открытыми для всех.

Минский велодром — лучший в Европе и один из лучших в мире, и, на наш взгляд, он должен быть доступен всем.

Только желание что-то делать, развиваться и быть более открытыми обычным людям, а не только звездам спорта, поможет Велодрому стать по-настоящему доступным, популярным и любимым горожанами спортивным объектом. Надеемся, что когда-нибудь это произойдет.

Этот пост ещё интереснее: Вы и алкоголь: как выпивка влияет на организм

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!