Своими глазами

Место работы: Oxagile

Прокатный AIST, Specialized Hardrock, Pinarello Dogma

В серии «место работы» мы говорим о компаниях, дружелюбных к людям на велосипедах, и уже побывали в iTechArt и ISsoft. Как оказалось, большинство организаций, которые готовы рассказывать об условиях труда сотрудников, именно из сферы высоких технологий, поэтому сегодняшний репортаж снова будет из IT-офиса.

— Oxagile — технологическая компания, которая разрабатывает инновационные решения в сфере видео-домена, искусственного интеллекта и машинного обучения, — начинает экскурсию PR-менеджер Алина Никон.

Алина

На рынке мы с 2005 года. Сегодня в штате около 370 сотрудников, из которых 310 — это технические специалисты. Цифра постоянно меняется, потому что компания динамичная, быстро растёт и открывает новые проекты. За последние 10 месяцев мы выросли на 80 человек и не планируем останавливаться на достигнутом.

В Беларуси у нас один офис — здесь, в здании на проспекте Дзержинского, 57, но помещений несколько на разных этажах.

Офис на 11 этаже самый большой. Первое граффити на стенах рисовали наши сотрудники, и в таком же стиле было решено оформить весь этаж.

Комнаты для переговоров украшены граффити по мотивам стран, где находятся наши клиенты. Например, один из городов США представляет Рональд МакДональд, Амстердам — Ван Гог, и так далее.

Так же и флаги, которые развешаны по офису, обозначают страны наших заказчиков. Сотрудники сидят командами, и когда человек с другого этажа или другого проекта приходит сюда, он сразу видит, где кто находится. Это дополняет корпоративную систему навигации — у нас людей много, без неё никуда.

Каждое рабочее место имеет номер. На внутреннем портале компании есть виртуальная карта сотрудников с номерами их мест, фотографией и контактными данными. Если нужно кого-то найти, достаточно ввести имя, чтобы система выдала слот со всей информацией.

Оупен-спейс предполагает большое количество сотрудников в одном помещении, и у многих людей скептический взгляд на такую форму организации пространства. Когда мы увидели, что некоторые не очень хорошо относятся к перспективе работы в оупен-спейс, в новых помещениях на других этажах мы отказались от общих залов и сделали зонирование.

Понятно, что чем меньше людей в комнате, тем меньше шума и раздражителей, но над общим проектом удобнее работать вместе. Обычно у нас в одном помещении размещается команда на один крупный проект или несколько небольших.

Все люди разные, и всегда найдётся тот, кому жарко, и тот, кому дует из окна. На этот случай у нас есть корпоративные пледы. Вообще условия гибкие, и компания старается делать всё для того, чтобы людям было комфортно, как дома.

— Всем гостям бизнес-центра доступна открытая парковка велосипедов, — продолжает PR-ассистент Татьяна Набокова. — Для сотрудников здания есть крытая охраняемая велопарковка на цокольном этаже, куда можно попасть по специальному пропуску.

Татьяна
К сожалению, сделать фотографии крытой велопарковки нам не удалось. По словам представителя службы охраны здания, там стоит оборудование, обеспечивающее работу бизнес-центра, поэтому съемка запрещена по соображениям безопасности.

— Оставить верхнюю одежду или другие вещи можно в общих шкафах, которые есть на каждом этаже, — продолжает Татьяна. — Многие сотрудники переобуваются в тапочки, чтобы не сидеть целый день в уличной обуви. Позиция компании: «В офисе, как дома».

Правда, душа у нас нет, но на каждом этаже есть своя зона отдыха и кухня. Здесь стоит кофемашина и микроволновая печь, всегда есть мюсли, каши, тосты, хлебцы и питьевая вода.

Недавно компания отказалась от конфет в офисе и перешла на орехи и сухофрукты. Еженедельно каждый сотрудник получает баночку с орехово-сухофруктной смесью и йогурт.

— Прямо в офисе стоит почтовый ящик, с помощью которого любой сотрудник может задать вопрос руководству. Конечно, всегда можно подойти и поговорить лично. Но если человека что-то волнует, но он не хочет обращаться напрямую, он может положить свое письмо сюда, и оно будет доставлено адресату.

Работает зонт-шеринг — можно взять зонт в дождливую погоду. Казалось бы, это такая простая вещь, маленькая деталь, но когда появились стойки с зонтами, мы получили от людей много благодарности и позитива.

После экскурсии мы пообщались с сотрудниками, которые любят велосипеды и готовы посвятить часть своего обеденного перерыва, чтобы рассказать об этом.

Александр, системный администратор

— В чём состоит твоя работа?

— Если что-то поломалось — компьютер, например, или сеть не работает, или почта не идёт, или наборот идёт слишком много спама, то люди обращаются в IT-отдел, где я и работаю. Мы решаем очень широкий спектр задач, начиная от закупки оборудования до его ремонта и настройки.

Александр

— На чём ездишь?

— На данный момент я езжу на AIST Slide 2.0, но он не мой. Своего велосипеда у меня нет, а этот я взял в прокат на длительный срок. Компания нам предоставляет соцпакет на занятия спортом, и мне как раз его хватает, чтобы на месяц взять велосипед в аренду.

— А почему свой не покупаешь?

— Потому что хороший велосипед стоит дорого, а дешёвый я не хочу. Я пару лет назад попробовал, купил какой-то дешёвый Greenway, поездил на нём месяц и продал. А себе хочу Format 11 или 12 серии — это, скажем так, экстремальные велосипеды.

Фото предоставлено героем

— Если хочешь экстремальный велосипед, значит и условия езды у тебя экстремальные?

— В основном я катаюсь по городу и достаточно быстро, но часто ищу места, где кататься веселее и экстремальнее. А в спокойном темпе езжу на работу.

— Дорога много времени занимает?

— Я живу в Серебрянке и добираюсь примерно за 25-45 минут, в зависимости от того, как ехать. Не всегда езжу по одному и тому же маршруту, пробую разными путями, так интереснее.

Если сравнивать с общественным транспортом или машиной, то по времени на дорогу получается одинаково, даже на велосипеде может быть чуть быстрее.

— Зимой тоже ездишь?

— Да, езжу круглый год, но зимой не каждый день. В мороз сложнее, потому что дышать приходится холодным воздухом. Если ехать без защиты, то моментально заболеваешь, а если с баффом или шарфом, то дышать трудно. Нагрузка получается гораздо больше, чем летом.

Поэтому у меня такой лайфхак: один день приезжаю на работу на велике и оставляю его в гараже, домой еду на транспорте, а на следующий день приезжаю на транспорте и уезжаю на велосипеде.

— В соцпакет на спорт ещё что-то входит, или велосипед и есть твой спорт?

— Он и есть, этого вполне достаточно, я даже делаю перерывы. У меня правило: больше трёх, максимум четырёх дней подряд не ездить. Обязательно нужен отдых хотя бы день, чтобы восстановиться.

К тому же у меня появилось новое развлечение — мотоцикл. И пока погода ещё позволяет, я стараюсь на нём кататься, потому что зимой уже на мотоцикле не поездишь, а на велосипеде можно. Хотя, если придётся выбирать что-то одно, я, пожалуй, мотоцикл выберу — я ещё с ним не наигрался.

— Чьи велики на корпоративной велопарковке стоят, знаешь?

— Не все, много же людей ездит. Летом бывает, что парковка забита под завязку, и велосипеды чуть ли не на заборе висят, места не хватает.

— А в городе тебе всего хватает? Всё удобно?

— Мне всё удобно, никто не мешает и я никому не мешаю. Не было такого ни разу, чтобы мне вслед кричали: «Эй, куда несёшься?!»

— Возможно, ты ездишь в наушниках?

— Да (смеётся). Но погоди, я же езжу в специальных наушниках, которые оставляют уши открытыми. Я всё слышу!

— А шлем носишь?

— Да, но, признаюсь, я не сразу себе шлем купил. Начал ездить активно, разгонялся по городу до 50 км/час и понял, что пора и о защите подумать, потому что если вдруг что — будет нехорошо. Сейчас у меня три разных шлема, на разную погоду.

Я считаю, что в случае аварии всё, что вложено в шлем, окупается десятикратно. Однажды он мне пригодился.

Обычно какие-то происшествия случаются не тогда, когда ты «дурдомишь» на велосипеде, носишься с гор или по лестницам прыгаешь, а когда просто расслабленно едешь.

В моём случае я ехал по дороге в городском парке, отвлёкся буквально на секунду и попал колесом в колею при заезде на горку. И всё, я даже не успел сообразить, что произошло.

В результате приложился головой о землю, но шлем сработал. Помню, первая мысль была: «Только бы шлем не слетел!» Но он был на месте.

Шлем сломался, но меня спас — выполнил свою функцию на 100%. Месяц после этого заживали ссадины, а с головой всё было хорошо.

Артём, руководитель отдела маркетинга

— У меня долгая история появления велосипеда, рассказывать?

— Конечно! Давай с самого начала.

Артём

— Всё детство я мечтал о велосипеде. Это было моё самое-самое сильное желание, но поскольку я жил в городе, родители волновались, как я буду тут ездить. Они считали, что мне достаточно тех велосипедов, которые есть у бабушки и дедушки, где я летом гощу.

У дедушки был «взрослик» «Аист», скрипучий ужасно. Я иногда брал этот велик и катал друзей на багажнике. Сначала я даже на раму не залазил, приходилось под рамой крутить, но всё равно было классно.

Потом была подростковая мечта — «раскладушка», но и ей не суждено было сбыться. И у меня, наверное, осталась психологическая травма по этому поводу, потому что я стал очень негативно относиться к велосипедам вообще. «Так не доставайся же ты никому», что-то типа этого.

Лет в 14, когда я осознал, что у меня своего велосипеда уже не будет, я подумал: «Ну и ладно!»

Потом у меня были ролики, скейтборд, но велосипед так и остался недостигнутой мечтой, незакрытым гештальтом.

Прошли годы, я вырос, и судьба меня забросила на стажировку в Гамбург. И вот там-то оказалось, что велосипед в городе — это не прихоть или какая-то блажь, а нормальная идея!

Тогда в Гамбурге уже открылась сеть байкшеринга. Поездка до получаса была бесплатной, а путь на работу у меня занимал минут 25 на велосипеде. Прямо то, что нужно! На машине было ужасно неудобно, пробки и бензин дорогой, а на велике идеально.

В общем, тогда я влюбился в велосипеды заново и понял, что они могут быть отличным городским транспортом, если всё хорошо для этого организовано. Приехал в Минск и решил, что обязательно куплю себе велик. Поделился этими мыслями с семьёй, и на день рождения получил от жены подарок — велосипед Specialized Hardrock.

Он классный! Я его называю Ferrari, потому что он ярко-красный с чёрными буквами.

Понятно, что мне пришлось поучаствовать в выборе, потому что ростовка рамы нужна правильная, но он идеально мне подошёл и я начал много на нём ездить.

Ещё плюс — у меня сын подрос достаточно, чтобы мы могли с ним вместе кататься. Ему 7 лет, и он уже может довольно быстро ехать, мне интересно с ним вместе выезжать — это классно.

— Круто, когда мечты сбываются, пусть даже через много лет. Сейчас на работу на велике ездишь?

— Я, в отличие от Саши, сезонный велосипедист. Летом чаще езжу на велике, зимой — чаще на машине. У меня же помимо любви к велосипеду есть вторая любовь — вождение. У меня Golf GTI. Я даже закончил курсы повышения мастерства и мне интересно в эту сторону развиваться.

— А ты в шлеме ездишь?

— Нет. Правда я купил шлем вместе с велосипедом и надел его… на ребёнка. Он ездит всегда в шлеме, а я без, признаюсь. Наверное, потому что маршрут на работу у меня короткий– всего минут 10, а на более дальние поездки просто не хватает времени.

При этом я отдаю себе отчёт, что ездить надо в шлеме, также как в машине надо пристёгиваться. Это даже не обсуждается.

К вопросу о том, чего мне не хватает. Я захотел купить себе седло Brooks, но столкнулся с тем, что в Минске его не продают, а с доставкой из-за границы проблемы. Какие-то схемы с пересылкой через Россию, лимиты на сумму покупки — в общем, какой-то бред, и это в 21 веке! Так на своём седле из комплекта и езжу.

— По поводу велосипедной инфраструктуры тебе есть, что сказать?

— Сначала о компании скажу. Это первое место работы, где я почувствовал реальную поддержку велосипедистов. Здесь это приветствуется, и это реально в кайф, поэтому я с удовольствием пользуюсь велосипедом.

Когда работал в других местах, было понятно, что работодателю это просто не интересно, поэтому я ездил почти всегда на машине. А здесь для меня стало плюсом и отношение компании, и удобная велопарковка.

По поводу городской инфраструктуры, скажу так. Меня как водителя автомобиля раздражают велосипедисты, которые ездят по непредназначенным для них местам.

Когда появились автобусные полосы, стало проще. Я их никогда не занимаю, но у нас ещё много людей, которые туда выезжают.

Если бы одну полосу дороги отдали велосипедистам, было бы идеально для всех — и для водителей, и для велосипедистов, и для пешеходов.

Но только в том случае, если бы все соблюдали ПДД. Для того, чтобы в сознании людей велосипедисты стали абсолютно полноценными участниками траффика, как в Европе, надо общественное сознание повышать и обеспечивать соблюдение закона. А то у нас строгость правил компенсируется необязательностью их исполнения.

Слава, архитектор программного обеспечения

— Чем ты занимаешься в Oxagile?

— Я архитектор. Когда приходит заказ на разработку ПО, в первую очередь нужно придумать, как его делать. Определить, из каких оно будет состоять частей, как они будут взаимодействовать, с помощью каких технологий это будет сделано — в этом и состоит моя задача. Но давай лучше о велосипедах поговорим, у меня накопилось!

Слава

— Рассказывай!

— Я увлекаюсь велоспортом, езжу на Pinarello Dogma 2, это шоссейный велик. Но меня уже ждёт Dogma F10, я её купил, но она пока в Осло, нужно за ней слетать.

Фото предоставлено героем

На работу на велосипеде я не езжу, и дело вот в чём. Раньше я жил на Пушкинской, и, чтобы доехать до работы на Михалово, по моим шоссейным меркам мне даже было бы лень велосипед доставать, настолько расстояние небольшое.

Сейчас я переехал подальше, но всё равно не езжу на работу, но уже по другому поводу. У меня есть трёхлетняя дочь, и очень много времени уходит в семью. Работа в IT подразумевает, что нужно постоянно что-то новое изучать, а времени на это катастрофически не хватает. И полчаса в троллейбусе или метро для меня нужны, чтобы почитать что-нибудь.

Если даже я приеду на велосипеде на пять минут быстрее, полезного выхлопа от этого будет гораздо меньше, чем если я поеду на транспорте и буду читать в это время.

Плюс у меня минимум три тренировки в неделю, а в будние дни я тренируюсь перед работой. В 7 утра я еду на тренировку, там три часа катаюсь, приезжаю домой весь в хлам уставший, принимаю душ — и что, мне садиться снова на велосипед, чтобы ехать на работу? Сомнительное удовольствие.

Плюс вопрос дождей. Покупать ещё один велосипед для города — места в квартире жалко, а на Pinarello ездить — ну, так себе, он же для другого.

Поэтому я не езжу на велосипеде на работу и пока не жалею об этом.

— В твоём случае это логично, велосипеда в жизни и так хватает. Где обычно ездишь?

— Тренируюсь я за городом, но по улицам всё равно вынужденно езжу, потому что за город нужно ещё как-то попасть.

Когда жил на Пушкинской, стал искать маршруты, как сделать это наименее проблематично. Был один вариант: по проспекту Пушкина через Второе кольцо к велодорожке, по ней к Минск-арене и оттуда за город.

Но я специально посчитал: если ехать по этому маршруту, будет 4 км тротуаров и 26 бордюров. 26!

Нашёл другой вариант — через Стелу, он длиннее, но там на 10 бордюров меньше. Выбор, как видно, небольшой.

— Многие спортсмены ездят по проезжей части, ты тоже?

— Раньше ездил. По моим наблюдениям вся эта возня с тем, что 148 статью ПДД каждый трактует так, как хочет, началась относительно недавно, лет 7 назад.

Тогда я серьёзно занимался велоспортом, и мы спокойно ездили по шоссе. Да, у нас было сопровождение, но от дома до велобазы и обратно мы ездили без сопровождения просто по проезжей части и никому не мешали. А потом что-то произошло — и началось.

Меня останавливали и говорили, что я не имею права здесь ехать. В смысле, не имею права? Мне читали начало статьи 148: «Движение на велосипеде должно осуществляться по велосипедной дорожке, а при ее отсутствии — по обочине, тротуару или пешеходной дорожке». И точка.

А там дальше есть уточнение: «При невозможности движения по ним допускается движение велосипедистов по проезжей части». Смотрите, говорю, на каком я велосипеде еду! Но никого это не волновало, и были у меня штрафы, штрафы, штрафы.

В итоге они своего добились — я стал ездить только по тротуарам.

Сейчас я уже немного привык, но участок от дома до выезда за кольцевую считаю самым стрессовым из всей поездки. Я даже привык к бордюрам, но езда по тротуарам…

— Что с тротуарами не так?

— У нас ввели эти псевдо-велодорожки — линии на пешеходных зонах. Но нарисовав линии, потоки не разрулишь. Люди идут по ним, смотрят прямо на тебя, но считают, что ты не трамвай — объедешь. Настроение, конечно, сильно портится. Такая же ситуация бывает и на главной велодорожке.

Вообще по многим пунктам Правил есть вопросы. Велосипед иногда относится к транспортному средству, иногда не относится, появились самокаты, электровелосипеды, и всё это неотрегулировано. Поэтому нужно всегда ориентироваться только на себя и понимать, что ты делаешь и как едешь.

Не важно, что тебя формально закон защищает. Какая тебе уже разница, если у тебя черепно-мозговая.

Справедливости ради стоит признать, что не всё гладко и со стороны самих велосипедистов. Например, некоторые переезжают пешеходные переходы или выезды из дворов, не спешиваясь. Да, спешиваться неудобно, но нужно понимать, для чего это делать. Если ты будешь лететь, тебя просто не заметят водители. Время для реакции очень мало, и оказаться на лобовом стекле можно запросто. А водитель будет виноват.

Признаюсь, я не спешиваюсь, потому что езжу в контактах, мне просто неудобно выщёлкиваться и идти этими туфлями по асфальту. Но я всегда снижаю скорость до пешеходной и убеждаюсь, что меня видят водители.

А многие несутся, не глядя. Так и хочется подойти и как следует приложиться, чтобы так не делали.

Но обстановка в городе постепенно становится лучше. А вот за городом, где я обычно езжу, ничего не меняется вообще. Вот вообще.

— Объясни.

— Бывают дни, когда водители будут «тошнить» за тобой очень долго, ждать, пока получится объехать, даже ни разу не пикнут, а потом ещё рукой помашут — поприветствуют. А в другой день на том же маршруте тебя обсингалят все проезжающие мимо машины. Буквально все будут ехать и сигналить сзади. А куда я исчезну с этой дороги, ну куда? Магнитные бури так действуют что ли?

Мне есть с чем сравнивать. В последнее время я довольно часто езжу по Италии именно на велике. И каждый раз, когда после этого возвращаюсь домой, у меня ещё месяц грусть-печаль, потому что там абсолютно другое отношение.

Я мечтаю, чтобы у нас было так же, но почти уверен, что такого не будет никогда.

— Что поможет изменить ситуацию, как думаешь?

— Нужно повышать осведомлённость людей. Даже эти линии на тротуарах — если хоть 20% пешеходов их замечает, это уже лучше, чем ничего.

В этом году продавили проект велодорожки на проезжей части. Эта дорожка ни о чём, но она есть, люди её видят и постепенно привыкают, что такое бывает.

Проект Колобайк — вообще безумно крутая идея. Отлично, когда люди могут взять велик в любом месте, попробовать прокатиться, причём недорого.

Ещё у нас есть Велодром, но сейчас это боль. Раньше там можно было кататься непрофессиональным спортсменам, были прокатные велики — хоть какие, но они были. В межсезонье это было актуально всем, не только спортсменам, но и простым любителям. А сейчас туда не попасть.

Культура в обществе не прививается по щелчку пальцев, на это нужен большой-большой отрезок времени. И культивация правильного отношения, конечно.

Напишите нам, если хотите, чтобы мы рассказали всем о вашем месте работы.

Этот пост ещё интереснее: Велосипедные очки

Будьте с нами — Урбаноид в Telegram, VK, Facebook, Instagram и Strava!